На главную

 
Научные подразделения Центра
Научная библиотека
Научные советы
Издательская деятельность
История ИК СО РАН
Версия для печати | Главная > Центр > Научные советы > Научный совет по катализу > ... > 2001 год > № 20

№ 20

Обложка номера

СОДЕРЖАНИЕ

Поздравления В.Пармона "С наступающим Новым 2002 Годом!"

Профессор А. Белл - Почетный профессор Сибирского отделения РАН

О премии им. В.А. Коптюга

Нобелевские лауреаты в области химии 2001 года

За рубежом

Р.А. Буянов. "Катализ: взгляд сквозь годы"

IX Международный симпозиум
"Магнитный резонанс в коллоидах и на поверхности"

А.С. Носков. Букварь для специалистов по катализу

Г.Е. Голосман
"Отечественные разработчики и производители катализаторов.
Новомосковский институт азотной промышленности"

Г.С. Яблонский "Четвертый критерий"




С наступающим Новым 2002 Годом

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


Профессор А. Белл - Почетный профессор Сибирского отделения РАН

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


О премии им. В.А. Коптюга

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


Нобелевские лауреаты в области химии 2001 года

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


За рубежом

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


Р.А. Буянов. "Катализ: взгляд сквозь годы"

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


IX Международный симпозиум "Магнитный резонанс в коллоидах и на поверхности"

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


А.С. Носков. Букварь для специалистов по катализу

Переход к разделу

БУКВАРЬ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО КАТАЛИЗУ

Совсем недавно в конце сентября 2001 г. Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН принимал из разных городов страны специалистов, желающих расширить свои познания в области катализа. По прошествии недели 35 человек получили в торжественной обстановке удостоверения государственного образца, выданные факультетом повышения квалификации Новосибирского государственного университета, который выступил соорганизатором курсов повышения квалификации по катализаторам и каталитическим процессам.

Участники конференции

Пятидневная программа курсов включила 15 лекций ведущих специалистов Института катализа (практически все они имеют солидный опыт преподавательской работы) и преподавателей НГУ:

  1. Чл.-корр РАН В.А. Лихолобов "Катализ. Введение и основные понятия"
  2. Д.х.н. В.Б. Фенелонов "основы адсорбции и теория управления текстурой катализаторов"
  3. Д.х.н. В.А. Семиколенов "Нанесенные металлические катализаторы"
  4. Д.х.н. В.А. Садыков "Оксидные катализаторы"
  5. Д.ф.-м.н. Д.И. Кочубей "Катализ и физико-химические методы исследований"
  6. К.х.н. Н.Н. Бобров "Экспериментальные методы изучения свойств катализаторов"
  7. К.х.н. Н.А. Пахомов "Научные основы приготовления катализаторов. носители для катализаторов"
  8. Д.т.н. А. Ермакова "Скорость каталитических превращений и макрокинетические модели каталитических реакций"
  9. К.х.н. А.Н. Загоруйко "Основы разработки каталитических реакторов. процессы тепло (массо) переноса в каталитических реактораХ"
  10. К.т.н. А.С. Шмелев, И.А. Золотарский, к.х.н. С.И. Решетников "Информационно-вычислительные комплексы для расчета химико-технологических схем"
  11. К.х.н. В.П. Доронин "Современные направления развития каталитических процессов в нефтепереработке"
  12. Д.х.н. Г.В. Ечевский "Применение цеолитных катализаторов в нефтехимии и газопереработке"
  13. И.А. Золотарский "Современные направления развития каталитических процессов в азотной промышленности"
  14. Д.х.н. З.Р. Исмагилов "Современные направления развития каталитических процессов для защиты окружающей среды"
  15. Д.б.н. С.Н. Загребельный "Ферменты в химической промышленности"

Как в студенческую пору каждая лекция длилась 1,5 часа (2 раза по 45 минут - "пара"). Таким образом, каждый день слушатели курсов имели 3 пары лекций, которые сопровождались практическим занятиями в вечернее время в исследовательских лабораториях и компьютерном классе Института катализа.

Участники конференции

Среди практических занятий наибольший интерес слушателей привлекли:

  • "Расчет аппаратов и технологических схем на базе информационно-вычислительного комплекса FLOKAS" (А.С. Шмелев и С.И. Решетников)
  • ;"Ознакомление с приборами для испытания катализаторов" (Н.Н. Бобров)
  • ;"Ознакомление с методами синтеза цеолитов, и методами приготовления катализаторов на их основе" (Г.В. Ечевский)
  • "Адсорбционные методы определения удельной поверхности, микро- и мезопористости" (В.Б. Фенелонов)

Теперь давайте зададим себе и сами же ответим на несколько вопросов.

  • Кто взялся за организацию проведения этих первых курсов по катализу?

Организаторами курсов выступили три структуры - Институт катализа, Новосибирский государственный университет и Международный благотворительный фонд им. К.И. Замараева.

  • Какие предприятия командировали в Новосибирск своих сотрудников?

Более половины слушателей - молодые специалисты в возрасте около тридцати лет. Данный факт говорит о весьма перспективных кадровых тенденциях, просматривающихся на отечественных предприятиях. Пополнение состава технических руководителей химических предприятий начинает осуществляться за счет инициативных, энергичных молодых специалистов. Естественно, у многих еще нет обширного, приобретаемого с годами, опыта. Потому используется любая возможность интенсивного приобретения знаний, молодым стараются дать возможность пройти через разного рода курсы и школы повышения мастерства.

Теперь об участниках курсов:
Специалисты с ряда нефтеперерабатывающих предприятий (Рязанский, Ачинский и Омский нефтеперерабатывающие заводы, ООО "Лукойл-Пермнефтеоргсинтез", ЗАО "Метанол" (Томск), Кирово-Чепецкий химкомбинат, ЗАО "Каустик" (Стерлитамак), ООО Новокуйбышевский завод катализаторов, ЗАО "Юнвист" (Редкино), научные сотрудники Казанского государственного технологического университета, инженеры с ОАО "Ярсинтез (Ярославль). Некоторые заводы направили на курсы по 3-4 специалиста.

  • Были ли экзамены по завершении курсов?

Как видно из приведенной программы курсов, за сравнительно небольшой по времени срок мы взялись осветить слишком объемный материал. Причем, задача перед лекторами стояла довольно сложная: не просто изложить учебные основы своей дисциплины, но и дать обзор всего научного направления, познакомить с мировыми достижениями. Подобный курс лектор обычно излагает целый семестр, а тут следовало донести объемный материал буквально в одной лекции за пару часов. Многим слушателям поначалу было просто не под силу воспринимать эту информацию. Понятно, те, кто не отвык от студенческой скамьи, воспринимали материал легче.

Учитывая сложности для слушателей и преподавателей, мы решили на первых курсах обойтись без экзаменов и зачетов. Скажем больше - мы никого не отчислили за академическую неуспеваемость!

  • Какие Ваши дальнейшие планы?

Мы провели анкетный опрос слушателей. На самый главный вопрос - оправдали ли курсы возложенные на них надежды и стоит ли их продолжать в дальнейшем - все "курсанты" как один ответили, что их надо проводить обязательно! Мы поняли, что полезнее организовывать более специализированные курсы, привлекать к чтению лекций коллег из отраслевых институтов. Мы получаем сейчас также предложения сделать курсы выездными - каждый раз проводить учебу на конкретном предприятии, но с приглашением специалистов с разных заводов.

  • И, наконец, последний вопрос. Зачем Вам нужны все эти хлопоты?

Можно выделить, по крайней мере, две области интересов.
Во-первых, такие курсы позволяют оперативно знакомить специалистов промышленности с научно-техническими разработками, восстанавливать и укреплять связи науки с промышленностью.
Во-вторых, сейчас практически отсутствуют учебники и учебные пособия в такой интенсивно развивающейся области как "катализ". Собрав вместе такое количество высококвалифицированных специалистов, мы смогли убедить их подготовить свои лекции для печати.

А.С. Носков
Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН


Г.Е. Голосман

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


Г.С. Яблонский "Четвертый критерий"

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть



Copyright © catalysis.ru 2005–2024
Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных