На главную

 
Научные подразделения Центра
Научная библиотека
Научные советы
Издательская деятельность
История ИК СО РАН
Версия для печати | Главная > Центр > Научные советы > Научный совет по катализу > ... > 2023 год >  № 105

№ 105

 

Содержание

  • Организационная деятельность НСК
  • Фундаментальные исследования в области создания новых каталитических систем и применения физических методов для их диагностики
  • Разработка и усовершенствование промышленных катализаторов и технологий



Организационная деятельность НСК

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


Фундаментальные исследования в области создания новых каталитических систем и применения физических методов для их диагностики

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


Фундаментальные исследования в области создания новых каталитических систем и применения физических методов для их диагностики - продолжение

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


Разработка и усовершенствование промышленных катализаторов и технологий

Переход к разделу

Двухступенчатая очистка отходящих газов от оксидов азота

Одним из наиболее токсичных соединений, содержащихся в газовых выбросах, являются оксиды азота. К различным методам очистки отходящих газов от оксидов азота относятся абсорбционный, адсорбционный, радиационный, озонирование, окисление и восстановление в газовой фазе. Сорбционные методы рекомендуются при различных концентрациях токсичных веществ. Чем больше концентрация вредных веществ, тем рентабельней метод. Однако адсорбционный метод утилизации оксидов азота не решает полностью проблему ликвидации вредных выбросов в атмосферу.

Проточные каталитические системы оправдывают себя в сравнительно крупных производствах с постоянным во времени потоком отходящих газов и узким интервалом изменения концентрации токсичных веществ. Однако для малотоннажных производств, к которым относятся, в частности, и производства катализаторов, характерно непостоянство потока отходящих газов и концентраций токсичных веществ. Во многих случаях эту проблему можно решить совмещением двух процессов в одном: глубокая адсорбция оксидов азота и их последующее каталитическое восстановление.

Наиболее перспективными адсорбентами в процессе поглощения оксидов азота из отходящих газов при их низкой концентрации являются цеолиты. Также их применение вполне оправдано при широком изменении интервала концентраций оксидов азота в очищаемой смеси газов.

Для исследования были выбраны шесть типов цеолитов (NaX, CaX, NaA, CaNaA-1, CaNaA-2, H-морденит), синтезированных в лаборатории научной части НИАП, отличающиеся химическим составом, удельной поверхностью, диаметром входного окна, соотношением SiO2:Al2O3 и т.д.

Выбор цеолита осуществляли по времени защитного действия слоя при объемной скорости 25000 ч–1, температуре исследований 20°C, концентрации оксидов азота 0,1% об., высоте слоя цеолита 10 см. Было установлено, что наибольшим временем защитного действия слоя (118 мин.), а, следовательно, и адсорбционной емкостью обладает Н-морденит.

В связи с тем, что отходящий газ после стадии регенерации содержит большое количество кислорода, наиболее рациональным способом его каталитической очистки является применение аммиака в качестве газа-восстановителя. В качестве катализатора, не содержащего ванадий, для процесса селективного каталитического восстановления оксидов азота были исследованы контакты, представляющие собой механические смеси Ni-Cu-Al и Zn-Cr-Mn композиций. Приготовление катализатора осуществляли механическим смешением этих двух составляющих в определенных пропорциях. Исследование каталитической активности проводили в интервале температур 200÷300°С, объемной скорости 25000 ч–1, концентрации оксидов азота 0,08÷0,13% об., концентрации аммиака 0,1÷0,3% об., концентрации водяных паров 2,4÷2,6% об., остальное – воздух. Для реализации был выбран состав, полученный смешением одной массовой части Ni-Cu-Al и 1,5 массовых частей Zn-Cr-Mn (Н-1,5).

 


Технологическая схема адсорбционно-каталитической очистки отходящих
газов от оксидов азота в производстве пропиточных катализаторов.
1, 2, 3 – адсорберы; 4 – подогреватель; 5 – теплообменник; 6 – смеситель; 7 – реактор СКВ.

 

Исходя из материальных расчетов, схемой предусматривается три адсорбера. При этом первый работает в режиме адсорбции, второй – в режиме разогрева и регенерации, третий – в режиме охлаждения. В расчетах принят 8-часовой цикл. После 8-часового режима адсорбции производится переключение адсорбера на режим нагрева и регенерации. Регенерация цеолита производится воздухом при температуре 220°C и давлении 0,1 МПа. Разогрев адсорбера производится циркуляционным горячим воздухом. При достижении температуры десорбции 220°C газы регенерации направляются на подогреватель (4) и далее с температурой 300°C – на СКВ оксидов азота аммиаком. Аммиак предварительно подогревают в теплообменнике (5) и перед подачей в реактор (7) смешивают с реакционными газами в смесителе (6). Газы после каталитической очистки с объемной долей аммиака не более 0,1% и оксидов азота не более 0,005% выбрасываются в атмосферу.

к.т.н., доцент М.М. Моисеев, к.т.н., доцент В.Н. Ефремов
НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева, г.Новомосковск;
д.х.н., профессор Е.З. Голосман
ООО «НИАП-КАТАЛИЗАТОР», г. Новомосковск

 

Исследование влияния параметров процесса гидроочистки смеси прямогонной дизельной фракции и рапсового масла на выход и качество гидрогенизата

Исследования выполнены по государственному заданию в рамках проекта «Разработка комплекса научно-технических решений в области создания биотоплив и оптимальных биотопливных композиций, обеспечивающих возможность трансформации потребляемых видов энергоносителей в соответствии с тенденциями энергоэффективности, снижения углеродного следа продукции и использования видов топлива, альтернативных ископаемомому» в научной лаборатории биотопливных композиций Сибирского федерального университета, созданной в рамках деятельности Научно-образовательного центра «Енисейская Сибирь».

Проведено лабораторное моделирование процесса гидроочистки смеси прямогонной дизельной фракции Западно-Сибирской нефти и масла семян рапса ярового сорта Культус. Катализатор гидроочистки ASCENT DС-2535 TL Criterion является каталитическим кобальт-молибденовым комплексом, нанесенным на носитель – оксид алюминия. Катализатор подвергается сульфидированию диметилдисульфидом в смеси с прямогонной дизельной фракцией.

Определены физико-химические характеристики, химический состав исходных компонентов сырья и продуктов процесса гидроочистки. Произведена оценка влияния технологических параметров (температура, объемная скорость подачи сырья) на выход и качество продуктов. Установлены закономерности протекания реакций дезоксигенолиза и насыщения непредельных углеводородов в исследуемых условиях. Также исследовано влияние типа сульфидирующего агента на активность катализатора марки DС-2535 TL в процессе гидроочистки дизельного топлива. Экспериментальным путем установлены зависимости влияния сульфидирующих агентов на активность катализатора в процессе гидроочистки дизельного топлива при равных условиях подготовки катализатра к выходу на режим.

Проведены прикладные исследования в рамках мониторинга состояния катализаторов гидроочистки, гидрообессеривания и деазотирования, депарафинизации, платиносодержащих катализаторов каталитического риформинга с предварительной гидроочисткой АО «АНПЗ ВНК», включая оценку реперных свойств (химический состав, структурные, физико-химические свойства) катализаторов, определяющих эффективность их функционирования в технологическом процессе в течение регламентированного времени эксплуатации. Выполнена оценка потенциала катализаторв для дальнейшего использования в процессах нефтепереработки Ачинского НПЗ.

к.х.н., доцент Ф.А. Бурюкин, к.х.н., В.А. Сафин
Институт нефти и газа,
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск;
В.А. Ваганов
Лаборатория биотопливных композиций,
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

 

Разработка гибридного катализатора получения фракции базовых масел и запуск опытно-промышленной установки для каталитического синтеза сверхдлинных двухстенных углеродных нанотрубок

Разработан и внедрен в производство новый гибридный катализатор получения фракции базовых масел из CO и H2 с выходом до 40%. Это – первый катализатор для процесса такого рода, так как аналоги – классические катализаторы синтеза Фишера-Тропша – не могут дать выход этой фракции выше 9%. Подана заявка на изобретение.

Запущена первая опытно-промышленная установка, реализующая непрерывный каталитический синтез сверхдлинных двухстенных углеродных нанотрубок в реакторе с плавающим катализатором. Производительность установки составляет 50 кг/год текстильных шпуль из нанотрубок.

д.х.н. В.З. Мордкович, д.х.н. Л.В. Синева,
Технологический институт сверхтвердых и
новых углеродных материалов, г. Троицк, г. Москва

 

Промышленное внедрение технологии комбинированной переработки широкой бензиновой фракции НК-180°C

Продолжены работы по промышленному внедрению технологии комбинированной переработки широкой бензиновой фракции НК-180°C. Комбинированная технология включает блок фракционирования широкой бензиновой фракции на фракции НК-70°C, НК-105°C и 105-180°C.

Фракция НК-70°C перерабатывается по технологии изомеризации Изомалк-2 с использованием катализатора СИ-2, фракция 70-105°C перерабатывается по технологии изомери-зации Изомалк-4 с использованием катализатора СИ-4, а фракция 105-180°C перерабатывается на установке риформинга со стационарным слоем катализатора REF-125.

Разработанная комбинированная технологическая схема и катализаторы обеспечивают получение автобензина АИ-95 по стандартам ЕВРО-5 без применения технологии риформинга с непрерывной регенерацией катализатора и исключают зависимость от импортозамещения.

 

 

В 2022 году начаты предпроектные работы по строительству первой комбинированной установки на Новошахтинском НПЗ.

к.х.н. А.Н. Шакун, М.Л. Федорова, Т.В. Карпенко
ООО «НПП Нефтехим», г. Краснодар




Copyright © catalysis.ru 2005-2023
Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных