На главную

 
Научные подразделения Центра
Научная библиотека
Научные советы
Издательская деятельность
История ИК СО РАН
Версия для печати | Главная > Центр > Научные советы > Научный совет по катализу > ... > 2000 год > № 14

№ 14

Обложка

Содержание

Поздравления

Памяти крупнейших ученых в области катализа
100 лет со дня рождения члена-корреспондента академии наук СССР
Симона Залмановича Рогинского

Премии

Химическая промышленность на рубеже веков

За рубежом

Воспоминания каталитика

Отклик на воспоминания каталитика




Поздравления

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


Памяти крупнейших ученых в области катализа

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


Премии

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


Химическая промышленность на рубеже веков

Переход к разделу

Химическая промышленность на рубеже веков (Продолжение)

Секция: Маркетинг - определяющее звено успешной деятельности предприятия

Вопросы прогнозирования емкости рынков химической продукции
Л.И.Кошкин, И.В.Померанцева
(Россия, Москва, РХТУ им. Д.И.Менделеева)

В основу выработки стратегии развития предприятия должен быть положен анализ конъюнктуры рынка предполагаемой к выпуску продукции, в результате которого могут быть выявлены факторы, определяющие динамику рыночных показателей, и построена модель прогнозирования их изменений. Одной из важнейших количественных характеристик конъюнктуры рынка является возможный объем реализации товара при определенных условиях, что отражает емкость рынка. Емкость рынка может быть ограничена спросом или предложением и определяется в разрезе рынков локальных товаров. При прогнозировании емкости рынка химической продукции данный показатель оценивается по спросу и включает анализ следующей группы факторов: качественные и количественные границы сегментов целевых потребителей, уровни потребления и емкости сегментов, насыщенность рынка товарами, физический и моральный износ товара, находящегося у потребителя, альтернативные формы удовлетворения потребностей, эластичность спроса по ценам и доходам, а также их изменениями.

Методы анализа вышеперечисленных факторов зависят от характера конечного использования товара. Продукция химических предприятий представлена на рынках товаров производственного и потребительского назначения. Особенность спроса на продукцию производственного назначения состоит в том, что он обусловлен нуждами производственного процесса предприятий-потребителей, их стремлением к экономии всех видов ресурсов, стратегической ориентацией, а также системой коммуникативных связей, личными предпочтениями руководителей, их готовностью к риску. На величину спроса в химических товарах оказывают неравноценное и разнонаправленное воздействие особенности их потребления, такие как обширная номенклатура и взаимозаменяемость отдельных видов химических продуктов, постоянное расширение и обновление ассортимента, разнообразные формы и направления использования. Емкость рынка таких товаров в решающей степени зависит от темпов роста и технического уровня предприятий-потребителей, степени их подготовленности к эффективному внедрению новых видов химического сырья и материалов.

Если для рынков товаров производственного назначения основные характеристики (число предприятий-потребителей, нормативы использования ресурсов и др.) имеют относительно стабильный характер, то для рынков товаров потребительского назначения определение базовых параметров чаще всего требует дополнительных маркетинговых исследований. Процедура анализа полученной информации может быть стандартизирована и представлена следующими укрупненными блоками.

  1. Выявление количественных и качественных границ сегментов целевых потребителей. Здесь определяют тип и структуру рынка конкретного товара, выявляют признаки, в соответствии с которыми может быть проведено сегментирование. Разнообразие видов химической продукции потребительского назначения не дает возможности рекомендовать типовой перечень признаков. Результатом анализа информации в этом блоке должно стать определение границ и численности (размера) сегментов.
  2. Характеристика степени привлекательности сегментов, т.е. перспективности сегментов по фактическим и потенциальным объемам сбыта, что требует выявления уровней потребления товаров в каждом сегменте. Для химических товаров массового спроса нормативы потребления достаточно стабильны и могут быть определены на основе статистической информации. Уровни потребления товаров долговременного пользования зависят от социально-экономической ситуации, и их определение требует периодического уточнения частоты и объема закупок в каждом сегменте. Затем оценивают степень привлекательности сегмента как отношение средней интенсивности потребления к размеру сегмента.
  3. Определение емкости рынка включает анализ таких параметров, как насыщенность, физический и моральный износ товаров у покупателей, альтернативные возможности удовлетворения потребностей, которые оказывают влияние на цикличность рынка, ограничивая спрос. Степень значимости каждого из перечисленных параметров зависит от типа товара. Физический и моральный износ увеличивают емкость рынков так называемым спросом на замену, причем уровень износа зависит не только от нормативов использования, но и от уровня доходов.
  4. Анализ показателей эластичности спроса позволяет выявить реакцию потребителей в случае изменения их доходов или цен на продукцию. Для большинства химических товаров потребительского назначения показатели эластичности не определены. Количественная оценка данного параметра может быть произведена на основе анализа динамики показателей сбыта и информации, полученной в результате маркетингового исследования.
  5. Прогнозирование емкости рынка проводят с использованием экономико-статистических моделей, таких как регрессионный и факторный анализы, множественная корреляция. Они позволяют учесть направления и силы взаимосвязи между зависимыми и независимыми параметрами. При прогнозировании зависимыми параметрами являются емкости сегментов и рынка в целом, насыщенность, износ, а независимыми - цены, эластичность, нормы потребления, прогнозируемые изменения в доходах и ценах. Если в процессе моделирования рассматриваются взаимосвязи менее чем по пяти параметрам, возможно использование множественного регрессионного анализа, в других случаях более приемлемым является метод множественной корреляции.

Роль маркетинговых исследований в условиях переходного периода
Е.М.Осатюк
(Россия, Москва, ОАО "НИИТЭХИМ")

Проводимые в стране экономические преобразования, базирующиеся на доминирующей роли механизмов и регуляторов рыночного характера, требуют переориентации производственного потенциала предприятий на жесткие требования рынка к выпускаемой продукции по многим параметрам и, прежде всего, по техническим, ценовым, экологическим, ассортиментным, качеству упаковки, срокам ее поставки потребителю.

Одной из определяющих тенденций на внутрироссийском рынке химической продукции является сжатие его платежеспособной емкости, которое составило за последние 7 лет по основной номенклатуре продукции 45-75 %.

Основными факторами, определяющими параметры функционирования рынка химической продукции, являются:

  • существенное падение производства в основных отраслях -потребителях химической продукции (в легкой и целлюлозно-бумажной промышленности, строительстве, машиностроении, сельском хозяйстве - более 60 % в сравнении с уровнем 1991 г.);
  • усиливающаяся конкуренция на российском рынке со стороны зарубежных производителей;
  • неготовность потребляющих секторов экономики к разнообразной переработке и использованию химической продукции (прежде всего к переработке полимерных материалов);
  • низкие потребительские качества, ограниченная номенклатура (по видам и маркам) части химической продукции;
  • неэффективная государственная политика в области защиты отечественных товаропроизводителей, в результате чего по импорту закупаются (или выпускаются совместными предприятиями) химикаты, по которым в стране имеются незагруженные мощности (химические средства защиты растений, товары бытовой химии, красители и т.д.).

Для преодоления названных негативных тенденций на внутреннем рынке химической продукции необходимо реализовать комплекс взаимоувязанных мер, среди которых особую значимость приобретают вопросы маркетинга, поскольку именно фактор рынка во все большей степени определяет модель поведения наших предприятий при формировании основных направлений их деятельности.

Успех решения задачи удержания ниш на российском рынке химикатов во многом будет определяться уровнем организации маркетинговой работы на предприятиях и, прежде всего, в вопросах кадрового, технического, финансового, методологического, информационного обеспечения.

Ограниченность и, зачастую, неэффективность применения принципов и инструментов маркетинга на российских, в том числе и на химических, предприятиях объясняется рядом причин, в частности:

  • недостаточностью проработки методологической, нормативной и практической базы маркетинга, что реально выявилось в ходе начатых рыночных преобразований;
  • несоответствием уровня базовых знаний по маркетингу многих руководителей предприятий и их управленческих структур;
  • формальным в ряде случаев подходом на многих предприятиях, при котором отделы сбыта переименовываются в службы маркетинга без изменения принципов их функционирования.

Особую значимость в комплексе мер по организации маркетинга на предприятиях приобретает необходимость создания многоуровневой информационно-аналитической инфраструктуры обеспечения предприятий отрасли необходимой технико-экономической информацией.

Все более актуальной становится задача создания в отрасли информационно-аналитической инфраструктуры с функциями обеспечения предприятий необходимой технико-экономической информацией.

На протяжении ряда лет ОАО "НИИТЭХИМ" проводит комплекс работ по созданию указанной системы и ее практическую апробацию.

Основу системы составляет обширная база данных технико-экономической информации по следующим вопросам:

  • тенденции развития российского и зарубежного рынков химической продукции;
  • мощности по производству продукции;
  • цены на химическую продукцию;
  • балансы спроса и предложения продукции;
  • экспорт и импорт химической продукции;
  • показатели развития зарубежной химической промышленности;
  • финансово-экономические показатели предприятий;
  • народнохозяйственные и отраслевые показатели;
  • научно-технический потенциал отрасли;
  • фактографические данные о предприятиях отрасли;
  • информация о зарубежных компаниях и фирмах-производителях;
  • законодательство РФ;
  • формы собственности;
  • нормативно-техническая документация;
  • инвестиции и основные фонды химического комплекса.

Стратегические направления развития информационно-аналитической системы:

  • расширение емкости баз данных по всем уровням и горизонтам решаемых задач (предприятие, отрасль, продукт);
  • решение задачи "подпитки" системы соответствующей технико-экономической информацией;
  • постепенный вывод системы на режим работы с использованием современных средств информатики и связи (доступ через модем к информационным ресурсам ОАО "НИИТЭХИМ" в среде ИНТЕРНЕТ).

Маркетинг - определяющее звено успешной деятельности ОАО "Нижнекамскнефтехим"
Д.С.САЛЯМОВ
(Россия, Нижнекамск, ОАО "Нижнекамскнефтехим")

Методы маркетинга в ОАО "Нижнекамскнефтехим" начали использовать в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности после того, как в 1986 году производственное объединение "Нижнекамскнефтехим" в числе 7 ведущих предприятий Миннефтехимпрома СССР получило право самостоятельного выхода на внешний рынок.

В том, что объем экспорта продукции в ПО "Нижнекамск-нефтехим" в начале 90-х г.г. вышел на рубеж 200 млн. долларов США в год, экспортные цены ведущих западных производителей аналогичной продукции и прибыль предприятия от внешнеэкономической деятельности из года в год росли, была определенная заслуга и отдела маркетинга.

В апреле 1997 г. в ОАО "Нижнекамскнефтехим" на базе отдела маркетинга было организовано Управление маркетинга как функциональное структурное подразделение с численностью 20 человек и организационно состоящее из двух отделов: отдела по исследованию внешних и внутренних рынков сбыта и отдела рекламы, выставок и исследования внешних и внутренних рынков снабжения.

Необходимость выделения Управления маркетинга из состава внешнеторговой фирмы и прямое, непосредственное, подчинение Генеральному директору было вызвано потребностью усиления контролирующих функций, особенно в части ценовой политики предприятия.

Согласно "Положению об Управлении маркетинга" в ОАО "Нижнекамскнефтехим" на это подразделение возлагается выполнение следующих функций.

  • Выявление долгосрочных рыночных тенденций, динамики и структуры потребительского спроса. Изучение рынков, их емкости, структуры, экономико-географических и других особенностей, степени удовлетворения спроса, наличия конкуренции, тенденций развития, возможности реализации продукции на данном рынке с максимальной прибылью.
  • Проведение оценки конкурентоспособности выпускаемых товаров на основе результатов исследований рынка и участие в разработке рыночно-ценовой стратегии ОАО "Нижнекамск-нефтехим".
  • Составление и представление руководству ОАО и соответствующих подразделений конъюнктурно-ценовых обзоров и аналитических справок с предложениями по корректировке производственно-сбытовой деятельности ОАО на предстоящий период.
  • Оптимизация распределения объемов реализации продукции ОАО между внешними и внутренними рынками, исходя из экономической эффективности продаж и емкости рынков.
  • Выявление дополнительных каналов реализации продукции, в т.ч. и на экспорт.
  • Проведение рекламных компаний и других мероприятий для дальнейшего продвижения продукции ОАО на внешний и внутренний рынки.

Для наращивания объемов продаж и выхода на новые рынки, совершенствования качества и ассортимента выпускаемой продукции, ОАО "Нижнекамскнефтехим" регулярно участвует в международных и региональных нефтехимических ярмарках и выставках, а также в конференциях, посвященных развитию нефтехимии в России и за рубежом. В частности, "Нижнекамскнефтехим" с 1998 года является членом Международного Института Производителей Синтетического Каучука и уполномоченные представители Обществ постоянно участвуют в организуемых Институтом конференциях, а также получают все публикации, издаваемые МИПСК, которые затем используют в процессе маркетинговой деятельности ОАО "Нижнекамскнефтехим".

В настоящее время Управление маркетинга, помимо текущей деятельности, активно занимается целенаправленным освоением рынков Индии, Таиланда, Ирана, внедрением на внешний рынок выпускаемых в ОАО "Нижнекамскнефтехим" этиленпропиленового каучука, линейных альфа-олефинов, BV, P.O. Box 53, 6160, а также вопросом внешнего кредитования организации в составе Общества производства галобутилкаучуков. А на перспективу уже вырисовываются новые задачи. Накопленный опыт в маркетинговой деятельности вселяет уверенность, что эти и последующие задачи будут успешно решены.


За рубежом

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


Воспоминания каталитика

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


Отклик на воспоминания каталитика

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть



Copyright © catalysis.ru 2005–2024
Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных