На главную

 
Научные подразделения Центра
Научная библиотека
Научные советы
Издательская деятельность
История ИК СО РАН
Версия для печати | Главная > Центр > Научные советы > Научный совет по катализу > ... > 2001 год > № 17

№ 17

Обложка

СОДЕРЖАНИЕ

В Научном совете по катализу РАН

Е.З. Голосман. Будут ли катализаторы в России?

Решение конференции "Научные основы приготовления и технологии катализаторов"

Катализ: взгляд сквозь годы (продолжение).
М.г. Слинько. Краткая история промышленного катализав России до 60-х годов XX столетия

Стефен Дж. Липпард. Тихая революция в химии

Премии по химии

За рубежом




В Научном совете по катализу РАН

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


Будут ли катализаторы в России?

Переход к разделу

Будут ли катализаторы в России?

"В беспощадной борьбе государств и обществ побеждают и выигрывают те, на стороне которых стоит наука и знание .."

Академик В. И. Вернадский

В постановлениях Правительства РФ, Министерства промышленности, науки и технологий, на Пленуме РХО им. Д.И. Менделеева неоднократно отмечалось, что потеря Россией наукоемких технологий - угроза не стратегического и даже не политического, а исторического масштаба.

Катализаторы, каталитические технологии являются структурно - образующей основой современной химической, нефтехимической, фармацевтической и многих других отраслей промышленности. Эффективностью катализаторов определяется уровень энергетических, материальных и капитальных затрат,экология производства, новизна и мировая конкурентоспособность.

К сожалению, в настоящее время в России производится различных катализаторов не более 10-25% от их уровня производства начала 90-х годов. Идет захват рынка иностранными компаниями. Сегодня практически весь объем бензина производится на зарубежных катализаторах, в азотной промышленности более половины производств оснащено иностранными катализаторами, что делает нашу экономику крайне уязвимой и неустойчивой.

Известно, что внедрение лучших по характеристикам катализаторов в 10-100 раз эффективнее других технических усовершенствований. Если учесть, что до 90% промышленных химико-технологических процессов идут в присутствии катализаторов, становится ясным масштаб их применения в различных производствах.

Что же можно противопоставить снижению производства катализаторов и экспансии иностранных фирм? Конечно же, внедрение новых эффективных катализаторов и помощь государства и заводов разработчикам катализаторов.

Недавно в крупнейшем химическом регионе, каким является Башкортостан, в бывшей столице г. Стерлитамаке состоялась IV Российская конференция с участием стран СНГ "Научные основы приготовления и технологии катализаторов" и III конференция "Проблемы дезактивации катализаторов". Фактически состоялась еще одна конференция, хотя и проходившая формально в рамках "Научных основ..". Это "Металло-комплексный катализ в органическом и металлоорганическом синтезе".

География участников весьма обширна - Новосибирск, Москва, Омск, Уфа, Томск, Казань, С.-Петербург, Екатеринбург, Щелково, Нижнекамск, Салават, Черноголовка, Ярославль, Тольятти, Красноярск, Ишимбай, Стерлитамак, Северодонецк, Новомосковск и др.

Запомнились доклады, участие в дискуссии, подведении итогов конференции Р.А. Буянова, Г.Р. Котельникова, З.Р. Исмагилова, ВА. Садыкова, В.В. Молчанова, И.И. Курляндской, А.С. Ивановой, И.Г. Соломоника, Н.Б. Шитовой, М.А. Кипниса, Е.Л. Талисман, Б.Б. Жаркова, Н.А. Пахомова, Е.И. Багрия, В.И. Сметанюка, Я.М. Абдрашитова, Ю.И. Рязанова, В.А Вязкова, Ф.В. Калиниченко, Л.М. Родина и многих других специалистов России и СНГ. К сожалению, в основном из-за финансовых проблем, не приехал ряд докладчиков и, что особенно тревожно, не смогли попасть на конференцию многие молодые ученые.

Итоги конференции позволяют сделать вывод, что разработки российских специалистов, уровень исследований по-прежнему являются ведущими в мире, но если положение не изменится, наши научные достижения скоро растают. Что касается технической оснащенности нашей промышленности, то, к сожалению, она много лет отстает от передовых зарубежных производителей. Поэтому многие отечественные разработки катализаторов, несмотря на их высочайший уровень, не могли конкурировать с западными. В современных условиях это обернулось катастрофой для всей катализаторной отрасли России.

Как отмечалось на последних конференциях в Ярославле и Стерлитамаке, в связи с резким повышением цен на катализаторы на ряде производств принимаются решения о продлении сроков пробега сверх нормативных, что снижает экономические показатели и чревато аварийными последствиями.

Среди рекомендуемых мер по подъему отечественных производств катализаторов отмечена необходимость адресного государственного финансирования на возвратной основе перспективных предприятий мирового уровня, в числе которых - АО "Катализатор" (Новосибирск), катализаторные производства на Омском и Рязанском НПЗ, Щелковский катализаторный завод, катализаторное производство НИАП и другие. Состояние катализаторных производств можно проиллюстрировать на примере двадцатилетнего долгостроя нефтехимии - Ишимбайского катализаторного завода, расположенного на территории 360 гектаров. На складах лежит закупленное много лет назад импортное оборудование на сумму 135 млн. долларов, и только на пуск нужно сейчас потратить 25 млн. долларов. Практически развален крупнейший в Европе комплекс по производству катализаторов для азотной промышленности в г. Дорогобуже.

На конференции состоялось много полезных встреч, "круглых" столов с учеными, руководителями крупнейших химических и нефтехимических заводов. Очень активно продвигали свои разработки украинские катализаторщики (Калинченко Ф.А., Родин Л.М.). В рамках конференции состоялись рекламные презентации Новокуйбышевского завода катализаторов нефтяной компании ЮКОС (В.А. Вязков), германской фирмы CONDEA, Объединенной катализаторной компании (Ю.Н. Бубнов), заводов "Каустик" и "Каучук" и др. Как всегда интересно, подробно и насыщенно, с хорошими иллюстрациями, с презентацией лучших разработок Института катализа выступил зам. директора А.С. Носков.

Специалисты побывали на некоторых химических производствах - ЗАО "Каучук" и "Каустик", Ишимбайском катализаторном заводе. Нужно сказать, что потенциал Стерлиматака (265000 жителей) огромен: это гигантские химические заводы и машиностроительные предприятия. Небезынтересно отметить, что завод "Каустик" (ген. директор д.т.н. Я.М. Абдрашитов) тратит на научные исследования 10% средств.

Порадовала экологическая ситуация в районе. Город на реке Белой (Агидель), который еще 10-15 лет тому назад входил в десятку самых загрязненных городов СССР, по итогам прошлого года занял второе место в России по чистоте и благоустройству после Кисловодска. Вдумайтесь, второе место после города-курорта, хотя химические заводы не снизили объем производства, а завод "Каучук" нарастил мощность на 20% по сравнению с 1990 г.

Даже беглое знакомство со Стерлитамаком во время экскурсии оставило впечатление чистоты и ухоженности города. Участники конференции отметили незабываемое гостеприимство оргкомитета, внимание и заботу персонала профилактория "Ольховка", замечательные экскурсии в горы "Шихан" и центр мусульманской религии в Уфе.

Много было сказано теплых слов благодарности на самой конференции и хотелось бы еще раз поблагодарить спонсоров за ощутимую финансовую поддержку: Российский фонд фундаментальных исследований, Министерство промышленности, науки и технологий Российской федерации, ЗАО "Каустик" и ЗАО "Каучук".

Е.З. Голосман
НИАП,НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева, Новомосковск


Решение конференции "Научные основы приготовления и технологии катализаторов"

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


Катализ: взгляд сквозь годы

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


Стефен Дж. Липпард. Тихая революция в химии

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


Премии по химии

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


За рубежом

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть



Copyright © catalysis.ru 2005–2024
Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных