На главную

 
Аспирантура
Книги и пособия
Кафедра катализа и адсорбции
Кафедра физической химии
Версия для печати | Главная > Образование > Кафедра катализа и адсорбции > Адсорбция и пористая структура > Программа курса

1. Организационно-методический раздел

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


2. Содержание дисциплины

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Переход к разделу

4.4. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работ

4.4.1. Примеры контрольных вопросов

  1. Чем обусловлена избыточная поверхностная энергия наночастиц?
  2. Способы снижения избыточной поверхностной энергии.
  3. Каковы основные различия между физадсорбцией и хемосорбцией?
  4. В чем динамический характер адсорбции?
  5. Как вид изотермы адсорбции связан с процессами в микропорах, на поверхности и в объеме мезопор?
  6. Как химический потенциал наночастицы связан с ее размерами (и дополнительно – кривизной поверхности)?
  7. Основные механизмы взаимодействия наночастиц.
  8. В чем основные различия между аквазолем, аквагелем и ксерогелем?
  9. Какие основные процессы могут происходить при старении золя?
  10. Какие основные процессы могут происходить при старении геля?
  11. Объяснить особенности старения осадков кристаллизующихся систем.
  12. Объяснить особенности механизмов молекулярного узнавания.
  13. Дать пример биоминерального синтеза в живой природе.
  14. Объяснить особенности формирования мицелл ПАВ.
  15. Чем мезофаза отличается от кристаллической и аморфной?
  16. Описать принципиальные механизмы взаимодействия ионизированных неорганических компонентов с поверхностью мицелл ПАВ.

4.4.2. Примеры заданий для самостоятельной работы

  1. По заданным точкам изотермы адсорбции азота при 77К на катализаторе рассчитать удельную поверхность.
  2. Рассчитать изменения объема пор при псевдоморфном фазовом превращении Mg(OH)2® MgO
  3. Оценить текстурные характеристики катализатора с монодисперсной структурой, образованной глобулами заданного размера D при известном значении суммарной пористости (определить средний размер пор и величину удельной поверхности).
  4. Оценить изменения текстурных параметров при восстановлении NiO в силикагеле при известном размере исходных частиц.

4.5. Примерная тематика рефератов и тем для выступления на семинарах

  • Опишите формирование супрамолекулярной структуры вашего катализатора на основе представлений, полученных из данного курса;
  • Влияние пористой структуры катализатора на его активность в диффузионной области, какие текстурные параметры желательно оптимизировать и как это можно сделать?
  • На каких стадиях формирования структуры вашего катализатора можно ожидать проявление механизмов молекулярного узнавания и самоорганизации?
  • Если Ваша дипломная работа посвящена использованию конкретного физического метода исследования, то какие текстурные параметры может определять этот метод?

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

5.1. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

  1. Способы выражения дисперсности наночастиц.
  2. Силы межмолекулярного взаимодействия при физадсорбции.
  3. Каковы основные различия между физадсорбцией и хемосорбцией?
  4. В чем динамический характер адсорбции?
  5. Вывести уравнение Ленгмюра.
  6. Уравнение БЭТ, идея вывода, достоинства и недостатки метода БЭТ.
  7. Причины гистерезиса при капиллярной конденсации.
  8. Особенности гомогенного и гетерогенного зародышеобразования.
  9. Механизмы массопереноса между наночастицами.
  10. Механизмы формирования сибунитов.
  11. Механизмы образования волокнистого углерода (КВУ) при разложении углеводородов и СО на металлических катализаторах.
  12. Общая схема формирования наноструктуры силикагелей, получаемых из золей наночастиц.
  13. Изменения наноструктуры в топохимических реакциях.
  14. Объяснить принципы биомиметического синтеза.
  15. Особенности механизмов молекулярного узнавания.
  16. Объяснить особенности формирования неорганических систем на мицеллярной поверхности

5.2. Основная литература

  1. Фенелонов В.Б., Введение в физическую химию формирования супрамолекулярной структуры адсорбентов и катализаторов. - изд. СО РАН, Новосибирск, 2002 и 2004 (расширенное издание),
  2. Карнаухов А.П., Адсорбция. Текстура дисперсных и пористых материалов. - Наука, Новосибирск, 1999;
  3. Дзисько В.А., Основы методов приготовления катализаторов. - Новосибирск, Наука, 1983 г)
  4. Боресков Г.К., Гетерогенный катализ. - Новосибирск, Наука, 1986.
  5. Грег Г., Синг К., Адсорбция, удельная поверхность, пористость. - М., Мир, 1984.
  6. Адамсон А., Физическая химия поверхностей. - М., Мир, 1979.
  7. Щукин Е.Д., Перцов А.В., Амелина Е.А., Коллоидная химия. - М. Высшая школа, 1992.
  8. Handbook of Heterogeneous Catalysis, V. 1, Weinheim, Willey&Sons, 1997.

5.3. Дополнительная литература

  1. Лен Ж.-М. Супрамолекулярная химия. - Новосибирск, Наука, 1998 г;
  2. Jolivet J.-P. Metal Oxide Chemistry and Synthesis. - Chichester, Willey&Sons, 2000.
  3. Allen T., Particle Size Measurement. - London, Chapt Hill, 1981.
  4. Somorjai G.A., Introduction to Surface Chemistry and Catalysis. - N.Y. Willey&Sons, 1994.
  5. Allen M.P., Tildesley D.J., Computer Simulation of Liquids. - Oxford, Oxford Univ. Press, 1986.
  6. Роулинсон Дж., Уидом Б., Молекулярная теория капиллярности. - М., Мир, 1986.
  7. Джейкок М., Парфит Дж., Химия поверхности раздела фаз. - М., Мир, 1984.
  8. Де Бур Я., Динамический характер адсорбции. - М., ИЛ, 1962.

6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Курс реализуется в течение 1 семестра. Лекции читаются по 4 часа в неделю (по 2-часовой лекции в разные дни). При чтении лекций используются мультимедийные средства представления учебного материала.
Промежуточный контроль – участие в семинарах, доклад на семинаре, который является допуском к экзамену. Оценка на экзамене складывается из следующего:

  • ответов на билет (3 вопроса),
  • ответов на дополнительные 2-4 вопроса (в зависимости от ответа на основные вопросы),
  • активности на семинарах,
  • качества доклада на семинаре.

Оценка “отлично” ставится при полных ответах на все основные и дополнительные вопросы, “хорошо” - если студент не смог точно ответить на основной вопрос, “удовлетворительно” - при неточных ответах на 2-3 вопроса и дополнительные вопросы.



Copyright © catalysis.ru 2005-2023
Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных