Основным направлением деятельности Института катализа СО РАН является проведение фундаментальных научных исследований в области катализа и смежных наук, которые позволяют открывать новые пути осуществления химических превращений.
Вот уже 60 лет ИК СО РАН является одним из лидеров в области разработки новых технологических решений для химической и нефтехимической промышленности, энергетики, природоохранной деятельности.
17 февраля 2023
Так назвал свою автобиографическую книгу Буянов Р.А., которому 21 февраля 2023 года исполнилось бы 96 лет. А прожил он почти 94 года, и это была очень яркая и плодотворная жизнь.
Жизнь Романа Алексеевича настолько нетривиальная, интересная и насыщенная событиями и достижениями, что их хватило бы на три жизни. А второе название книги говорит о том, что автор, описывая события своей жизни, дает глубокий анализ событий в нашей стране и в мире.
В сентябре 2022 года была открыта мемориальная доска Буянова Р.А. на фасаде главного корпуса Института Катализа СО РАН. Под портретом Романа Алексеевича надпись: «В этом здании с 1963 г. по 2020 г. работал один из создателей ИК СОРАН, выдающийся физико-химик, член-корреспондент РАН Буянов Роман Алексеевич».
23 июля 2023 года Институту Катализа исполнится 65 лет, 60 лет из этого солидного возраста в Институте работа Роман Алексеевич. А 23 мая этого же года родному дому – главному корпусу Института исполнится 60 лет. Вот такой юбилейный этот 2023 год для коллектива ИК СО РАН.
В юбилейный год уместно и правильно вспоминать с чего все начиналось. Книга Романа Алексеевича – это своего рода летопись жизни не только одного из создателей Института, но и в целом коллектива.
Роман Алексеевич написал эту книгу к своему 85-летию. К этому времени им было написано несколько брошюр на исторические, философские, экономические и другие темы, выпущен сборник стихов. Уже из этих его произведений было ясно, как глубоко он вникает во все стороны жизни людей, и пишет об этом понятным литературным языком, образно и интересно.
Книга вышла в 2011 году. Она разошлась по читателям очень быстро. В библиотеке Дома Ученых, где было два экземпляра, записывались в очередь на ее прочтение. Книгу с интересом читали и научные сотрудники, и те, кто к науке не имел отношения.
Большинству книга нравилась. Но были в Институте Катализа и те, кто принял ее в штыки. На критику Роман Алексеевич ответил так: «Я достиг того возраста, когда нужно говорить только правду, либо ничего не говорить».
С тех пор, как книга вышла впервые, прошло более 10 лет. Во всех институтах СО РАН, и в ИК, в том числе, появилось много молодых сотрудников. Вот почему в юбилейный для ИК год, мы решили, что именно этому новому поколению будет интересно и полезно прочитать эту книгу.
Книга «Три жизни в одной» содержит 540 страниц. Передать ее содержание в одной газетной статье сложно. МЫ попробуем сделать это фрагментарно, больше предоставляя слово самому Роману Алексеевичу.
Вот что он пишет в Предисловии книги: «Уважаемый читатель! Если твои интересы многоплановы и разносторонни, если тебе не безразлична твоя Родина – Россия, ее история, ее судьба, твои предки и потомки, тогда автор советует тебе прочесть эту книгу….
Достоверность исторической и личной информации, положенной в основу книги – это главное ее достоинство. В ней нет вымышленных фамилий, событий, фактов, домыслов. Эта книга является достоверной хроникой событий самого сложного, героического и трагического периода истории СССР и России. Мне довелось быть современником, свидетелем и участником событий тех лет, когда Россия превратилась в великую державу – СССР, и начала создаваться новая цивилизация. И мне довелось быть свидетелем катастрофы и трагедии, постигшей наше Отечество.
И вот в конце жизни возникла потребность и чувство долга передать нашим потомкам правду и истину о событиях и истории моего поколения. В такой передаче эстафеты веков материализуется великий смысл истины: связь времен и поколений состоит в их любви к Отечеству. Россия была, есть и будет, пока жива эта связь.»
А завершается Предисловие словами: «Содержание книги представляет собой благодатную почву для мрачных прогнозов, касающихся не только России, но и всех народов нашей перенаселенной планеты. С прогнозов начинается прозрение, с прозрения – консолидация во имя спасения»
Это было написано более чем за 10 лет до начала военной спецоперации на Украине.
Но вернемся в год 1961. 1 августа этого года Р.А. Буянов прилетел из Москвы в Новосибирск. Накануне Директор Института Катализа Г.К. Боресков подписал приказ о назначении Романа Алексеевича заместителем директора по науке и главным инженером. Ему было тогда 34 года, но он уже много успел в своей жизни.
В 1950 году он закончил МХТИ им. Менделеева и был направлен на работу в Узбекистан., на Чирчикский электрохимический комбинат имени И.В. Сталина, где руководит строительством и пуском объекта для получения дейтерия (тяжелой воды) в промышленных масштабах для нужд атомной промышленности. Вот, что пишется об этом в книге: «Объект был чрезвычайно засекречен, его строительство и пуск находились под контролем ведомства Л.П. Берия. На комбинат приезжал научный руководитель советского атомного проекта И.В, Курчатов…. Объект по тем временам считался чудом техники, предыдущие попытки построить и запустить подобные (но меньшего размера) опытно-промышленные установки во Франции и России заканчивались взрывами».
После полного завершения строительства и пуска в эксплуатацию этого и ряда других объектов в 1957 году Роман Алексеевич возвращается в Москву, и поступает, по приглашению профессора Г.К, Б,орескова, в аспирантуру на свою кафедру в МХТИ.
Однако. В очной аспирантуре он был всего год, перешел на заочное обучение, и с 1958 года уже работал в Дубне в международной объединенном институте ядерных исследований. В 1961 году Буянов защитил кандидатскую диссертацию, а годом ранее, в составе группы ученых, ему было присвоено звание лауреата Ленинской премии «За разработку и промышленное освоение технологии получения дейтерия методом ректификации жидкого водорода». В то время Буянов Р.А. был самым молодым (33 года) лауреатом этой высшей награды в СССР.
Вот с таким багажом Роман Алексеевич появился в Сибири. Сибирь он полюбил сразу и навсегда.
«Сибирь мне понравилась с первого дня, и я почувствовал, что это надолго. Ко мне, вдруг, вернулось забытое в Дубне чувство, впервые мною испытанное в Узбекистане, когда я возглавлял строительство новых объектов. Это прекрасное чувство моего места в жизни, моего предназначения, в основе которого не карьеризм, а идея и созидание… Именно в этом синтезе возникло чувство свободы, долга и причастности к служению моему Отечеству.»
В течение года Роман Алексеевич будет единственным представителем дирекции ИК в Новосибирске. Г.К. Боресков и М.Г. Слинько приедут в Академгородок летом 1962 года.
Буянов будет курировать строительство всего комплекса зданий ИК, создавать инфраструктуру Института(все его службы и подразделения), принимать на работу новых сотрудников, с каждым очень обстоятельно беседуя лично, и т.д..
«В перечне моих обязанностей по Институту числилось 22 крупных пункта. Среди них и научное курирование лабораторий, и общее руководство всеми службами Института, и инженерно-строительные вопросы, и финансы, и научные советы, и жилье, и прием по личным вопросам и т.д. и т.п.»
23 мая 1963 года был сдан в эксплуатацию главный корпус ИК. Появилась возможность в полную меру развернуть научные исследования.
К началу 1963 года Роман Алексеевич приступил к формированию своей лаборатории. Вот такой эта лаборатория Дегидрирования станет к 1980 году.
Буянов Р.А. осуществлял научное руководство лабораторией до 2007 года. За этот период под его руководством защищено 6 докторских и 23 кандидатских диссертаций. Вот что пишут авторы статьи «Р.А. Буянов – наукометрический взгляд» И.В. Зибарева, Б.Л. Альперин, А.А. Ведягин (Кинетика и катализ, 2022, том 63, №1, с 5-15): «В целом список публикаций Р.А. Буянова охватывает период 1960-2020 г.г., и включает 811 наименований. Среди них 472 статьи (20 обзорных)…94 патента и авторских свидетельств, 6 книг, 16 глав монографий, 37 статей в сборниках, 186 тезисов докладов на конференциях.»
Характерной особенностью научных исследований, проводимых под руководством Романа Алексеевича, является их нацеленность на нужды страны. О «тяжелой воде» мы уже говорили, а вот в самом начале работы лаборатории, отсюда и пошло ее название, была решена другая очень важная для страны задача – был ликвидирован дефицит каучука. Разработали такие эффективные катализаторы для производства синтетического каучука методом дегидрирования насыщенных углеродов, что 10 лет в стране работали только на этих катализаторах.
И еще один пример: «Во второй половине шестидесятых годов Институт Катализа получил специальное задание разработать эффективные катализаторы и процесс низкотемпературной конверсии орто-водорода в пара-водород». Роман Алексеевич возглавил эти работы. В результате был проведены глубокие фундаментальные исследования этого процесса. Были разработаны технические регламенты на производство катализаторов. В 1970-71 годах под руководством Буянова в Чирчике на том же электрохимическом комбинате им. И.В. Сталина был сдан в эксплуатацию огромный объект по получению жидкого пара-водорода. 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур был запущен корабль многоразового использования «Буран». Он полетел на жидком пара-водороде.
Не будем утомлять другими примерами. Отметим только то, что внедрению научных разработок в промышленность всегда предшествовали фундаментальные исследования тех или иных процессов. Что стоит во главе угла фундаментальных исследований – идея… Вот как образно Роман Алексеевич описал это в своей книге: «Красивая научная идея, как и Любовь, является к нам неожиданно. Но надо еще, чтобы в это самое время Вы ее ждали и оказались на месте, иначе она может уйти, не дождавшись Вас. Но если Вам повезло встретиться с ней, Вы обретете молодость, запал энергии и желание дерзать.»
С генерацией идей у Буянова Р.А. было все отлично. А вот со временем совсем туго. Когда в 1971 году он приступил к написанию докторской диссертации у него не было другой возможности кроме : «я решил писать ежедневно после окончания рабочего дня, в лучшем случае, после 19 часов до 23». Писать он начал в середине декабря 1971 года, а в начале мая 1972 года т руд, объемом 450 страниц был представлен в совет по защите. Защита состоялась в 1972 году. В 1976 году Буянову Р.А. присвоено ученое звание профессора. В 1977 году за заслуги в области химических наук и подготовку научных кадров присвоено звание «Заслуженный деятель науки». В 1981 году его избирают членом-корреспондентом АН СССР. В 1996 году, по возрасту, он переводится в Советники РА, продолжая научную деятельность до своего ухода из жизни в декабре 2020 года.
Мы говорили до сих пор о Буянове Р.А. как о талантливом ученом и инженере. Но представление о нем было бы неполным, если не рассказать о его блестящих организаторских способностях. Для этого Буянов Р.А. обладал, кроме профессиональных знаний и большого кругозора, еще такими личными качествами как умение предвидеть ход событий, и знать «не только то, что надо делать, но и то, что делать не надо». Обязательность и пунктуальность были у него в крови. Он никогда не обещал того, что не мог бы сделать, но как говорили в ИК: «Если Роман Алексеевич что-то обещал, непременно сделает, на прием по личным вопросам идите только к нему». Ему были присущи доброжелательность и уважение к людям, независимо от их чинов и званий, и, конечно, потрясающая организованность и работоспособность.
Перечислим только несколько особенно значимых сфер его научно-организационной деятельности. При создании Сибирского Отделения была реализована идея «пояса внедрения». Роман Алексеевич в течение многих лет курировал создание и работу СКТБ «Катализатор», а позднее был заместителем генерального директора межотраслевого научно-технического комплекса (МНТК) «Катализатор».
По инициативе и под руководством Буянова Р.А. в течение 25 лет (с периодичностью в 4 года) проводились всесоюзные конференции по проблемам «Научные основы приготовления и технологии катализаторов» и «Проблемы дезактивации катализаторов».
Наиболее государственно-значимая была работы Романа Алексеевича в качестве Председателя Координационного Центра стран СЭВ по промышленным катализаторам и Руководителя постоянной Советской делегации в Совете уполномоченных стран СЭВ (с 1977 года). Это была большая и очень важная для страны работа. Но в 1991 году умер СССР, а вместе с ним и СЭВ…
А еще была работа в нескольких ученых советах, редакциях научных журналов и т.д.
Когда в 1997 году Роману Алексеевичу исполнилось 70 лет, это событие отмечалось в Институте с размахом. Было расширенное заседание Ученого Совета, на котором были члены Президиума СО РАН, руководство многих институтов. Роман Алексеевич сделал блестящий доклад, он был прекрасным оратором. И в рамках этого празднования в Институт пришла журналистка из газеты «Наука в Сибири»., чтобы взять у него интервью. В частности, она задала ему такой вопрос: «Роман Алексеевич, Вы 35 лет были заместителем директора ИК. Неужели Вам не хотелось быть директором?». Буянов ответил так: «Я никогда не стремился достигнуть потолка, всегда должен был оставаться люфт. Ведь и на должности заместителя можно сделать много».
Из книги Романа Алексеевича ситуация с директорством становится более понятной. В 1976 году М.Г. Слинько, заместитель Г.К. Борескова, возглавляющий отдел моделирования, уехал в Москву.
На освободившуюся вакансию Георгий Константинович приглашает из Москвы д.х.н. К.И. Замараева. В 1984 году в возрасте 78 лет Боресков скоропостижно уходит из жизни. Предстоят выборы директора. Две кандидатуры – Р.А. Буянов и К.И. Замараев. Оба заместителя директора, оба член-корреспонденты РАН, оба достойны. Коллективу предстоит трудный выбор и он уже бурлит, «как растревоженный улей». В этой ситуации Роман Алексеевич снимает свою кандидатуру с голосования, допустить раскола коллектива он не мог. Директором ИК становится Кирилл Ильич Замараев.
Со всеми молодыми директорами – К.И. Замараевым и, пришедшими после него, В.Н. Пармоном, В. И. Бухтияровым,- у Романа Алексеевича были прекрасные , не только деловые, но и дружеские отношения. Он шутил: «Когда-то я был самым молодым, а теперь самым старым членом дирекции». Отношение же молодых директоров к Роману Алексеевичу было всегда уважительным, что-то сродни отношению к старейшине. В.И. Бухтияров на 85-летие Буянова так образно выразил это отношение: «Роман Алексеевич не только человек, он человечище».
А завершить это повествование нам бы хотелось словами самого Романа Алексеевича : «За годы работы в ИК мне периодически, порой настойчиво, предлагали должность директора разных солидных НИИ страны. НО я по характеру отличаюсь постоянством и не приемлю перемены ради перемен. Я один из трех членов первого состава дирекции Института, которые его создали, и поэтому у меня к нему любовь до гроба. Ее я передаю как эстафету моим потомкам».
И последнее: «Если бы мне пришлось прожить еще одну жизнь, я прожил бы ее таким же русским, в служении своему Отечеству».
Уважаемые читатели!
Если вас заинтересовала книга Р.А, Буянова, то ее можно прочесть в библиотеке Дома Ученых, ИК, ИНХ, профсоюзной библиотеке.
Семья Буянова Р.А.