Доктрина развития российской науки
В июне 1996 года Президентом Российской Федерации
был подписан Указ "О Доктрине развития российской науки"
Поскольку проблемы российской науки не перестают
быть актуальными и по сей день, составители "Каталитического бюллетеня" сочли небезынтересным напомнить
читателям некоторые положения этого Указа и саму Доктрину развития российской науки.
УКАЗ
Президента Российской Федерации о доктрине развития Российской науки
В целях осуществления скоординироваиных действий, направленных на сохранение и развитие научного потенциала страны,
постановляю:
- Одобрить подготовленную по поручению Правительства Российской Федерации Министерством науки и
технической политики Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии,
Министерством экономики Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по
высшему образованию, Российской академией наук и отраслевыми
академиями наук с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций
и поддержанную Правительственной комиссией по научно-технической политике доктрину развития
российской науки как основу проведения государственной научной политики, включающую в себя
следующие основные положения:
- поддержка развития науки в качестве приориттной задачи государства;
- выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ гражданского назначения в размере не менее 3 процентов его расходной части с
ежегодным увеличением размера этих средств по мере стабилизации экономики;
- создание условий для развития фундаментальньных научных исследований и ведущих научных школ;
- повышение престижности научного труда, создания достойных условий жизни и работы ученых и специлистов;
- реформирование сферы науки путем совершенствования принципов управления, финансирования и
организации научных исследований;
- интеграция науки и образования, развитие систем
подготовки квалифицированных научных кадров;
- создание условий для конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и
поддержка инновационной деятельности;
- ориентация отечественного научного потенциала на решение важнейших социально-экономических задач
и обеспечение безопасности страны.
- Правительству Российской Федерации:
- обеспечить доведение доктрины развития российской науки до заинтересованных федеральных органов
исполнтельной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, организаций и научных объедининений, а также оперативную координацию работ по
реализации основных положений указанной доктрины;
- продолжить работу по формированию и реализации
1996-2000 годах приоритетных направлений развития науки
и техники, а также критических технологий.
- Федеральным органам государственной власти и
органам государственной власти субъектов Российской Федерации учитывать основные положения доктрины
развития российской науки при разработке и реализации мер
государственной поддержки и регулирования в сфере науки и
научно-технической деятельности, а также при разработке
инвестиционных, научно-технических и других программ
развития отраслей экономики и субъектов Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
Доктрина развития Российской науки
Доктрина развития российской науки - система взглядов на роль и значение науки в обеспечении
независимости и процветания России, а также принципов, определяющих механизм государственного
регулирования научной деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации
руководствуются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, научные работники, научно-исследовательские организации,
научно- технические общества и объединения.
Наука - важнейший ресурс обновляющейся России
- Российская наука за свою многовековую историю
внесла огромный вклад в развитие страны и мирового сообщества. Своим положением великой мировой
державы Россия во многом обязана достижениям отечественных
ученых.
В современных условиях практическое использование
естественнонаучных, гуманитарных и научно-технических
знаний во все большей степени становится источником
обеспечения жизнедеятельности общества, его духовного и
физического здоровья.
Уровень развития науки во многом определяет эффективность экономической деятельности,
обороноспособность, духовную и политическую культуру населения страны, защищенность личности и
общества от воздействия
неблагоприятных природных и антропогенных факторов.
- Важным условием формирования отечественной науки являлось стремление охватить все направления
исследований. В стране сформировалась обширная сеть научно-
исследовательских организаций как фундаментального, так
и прикладного характера. По многим направлениям
отечественная наука занимала передовые позиции в мире.
Это достигалось за счет высокого уровня ведущих научных
школ, престижности труда ученого и привлечения в науку
большого числа исследователей, а также за счет полноценного бюджетного финансирования. Однако
административно-командный механизм а экономике, высокая степень
закрытости научно-технической сферы, неоправданные ограничения прав интеллектуальной собственности
снижали эффективность использования научного потенциала страны.
В настоящее время, когда расширяются возможности
для свободы научного творчества, открытого обмена информацией и международного сотрудничества,
положение российской науки могло бы качественно измениться. Но
системный кризис, сопровождающий период социально-
политического переустройства страны, привел к тому, что
перед отечественной наукой встали новые серьезные трудности: крайне недостаточное бюджетное
финансирование
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ие обеспечивает своевременного обновления
материально-технической базы науки, создания нормальных условий жизни и труда ученых, осложняет
эффективное государственное регулирование в научной сфере. Престиж
профессии ученого упал в обществе до недопустимо низкого уровня, наука перестала быть привлекательной
для талантливой молодежи. Со всей очевидностью возникла необходимость коренной реорганизации сферы
науки, привлечения дополнительных источников финансирования.
По-прежнему остро стоит проблема более эффективного
использования результатов научных исследований в экономике.
- Новыми тенденциями в развитии мирового сообщества стали расширение сотрудничества и кооперации
государств в решении глобальных проблем, связанных с сохранением среды обитания, обеспечение достойного
духовноro и физического уровня жизни людей, поддержание здоровья человека. Происходит объединение
усилий ученых и
инженеров развитых стран в поиске и использовании новых источников энсргии, освоении космического
пространства, создании открытой информационной среды.
Новая стратегия развития иауки отдает приоритет исследованиям, имеющим значимость для самой
перспективы существования мирового сообщества, для его устойчивого и
безопасного развития.
- Современные тенденции межгосударственной интеграции не означают, однако, исчезновения национальных
интересов, в том числе в сфере науки. Более того
национальный научный потенциал будет во многом определять место страны в мировом сообществе,
перспсктивы конкурентной борьбе на внешнем рынке, возможности решении ее внутренних проблем.
Масштабы и темпы развития отечественной науки должны обеспечить соответствие потенциала России
уровню мирового научно-технического прогресса. Приоритетные направления научных исследований
определяются также экономическим и геополитическим положением в
России, наличием природных ресурсов, имеющих глобальное значение, потребностями духовного развития
нашего общества, гуманистическими традициями российской науки. Существенное влияние на выбор
приоритетов продолжают оказывать и мировые тенденции в развитии
человеческой цивилизации на рубеже двух тысячелетий.
- Для реального преобразования жизни в России исключительно важное значение имеет развитие науки в
регионах, способствующее их прогрессу с учетом экономических, ресурсных, экологических и культурных
особенностей.
- Государство рассматривает науку и его научный потенциал как национальное достояние, определяющее
будущее нашей страны, в связи с чем поддержка развития
науки становится приоритетной государственной задачей.
Важнейшими принципами государственной научной политики являются:
- опора на отечественный научный потенциал;
- свобода научного творчества, последовательнан демократизация научной сферы, открытость и гласность
при формировании и реализации научной политики;
- стимулирование развития фундаментальных научных исследований;
- сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;
- создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники,
стимулирование и поддержка инновационной деятельности;
- создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой
обороноспособности и национальной безопасности страны;
- интеграции науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных
кадров всех уровней;
- защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства;
- обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею;
- развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм
собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства;
- формирование экономических условий для широкого использования достижений науки, содействие
распространению ключевых для российской экономики научно-технических нововведений;
- повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и
специалистов;
- пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России;
- защита прав и интересов российских ученых за рубежом.
- Ключевым элементом реформирования системы управления сферой науки становится совершенствование
механизмов финансирования, организации научных исследований и налоговой политики, а именно:
- выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере 3 процентов его расходной части с
ежегодным увеличением этого размера по мере стабилизации экономики до уровня,
характерного для высокоразвитых стран;
- обеспечение устойчивого государствснного финансирования Российской академии наук, Российской
академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии
образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской
академии художеств, государственных научных центров и
организаций, работающих по приоритетным направлениям
науки и техники, государственных университетов и других
ведущих высших учебных учреждений, научных библиотек,
музеев и информационных центров;
- обеспечение множественности источников финансирования научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ за счет активной поддержки целевых государственных фондов;
- создание благоприятных условий для инвестирования в
науку средств промышленными предприятиями, банками,
международными организациями и частными лицами;
- развитие конкурсных начал в распределении средств на
научные программы и проекты при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к
контролю за использованием средств;
- поэтапное введение федеральной контрактной системы в
сфере научно- технических и опытно-конструкторских разработок;
- введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности;
- создание условий и предоставление необходимых ресурсов для участия российских ученых в международных
проектах;
- создание благоприятных условий для работы общественных научных объединений.
Государство, беря на себя перечисленные обязательства, выражает уверенность в том, что российское
научное сообщество обеспечит научно-технические предпосылки
для преобразования России в правовое государство с социально ориентированной рыночной экономикой,
высоким уровнем духовной и материальной культуры, экологической и военной безопасности.