Тел.: +7 (383) 330-67-71, факс: +7 (383) 330-80-56, E-mail: bic@catalysis.ru
630090, Россия, Новосибирск, пр-т Ак. Лаврентьева, 5
Секция: Маркетинг - определяющее звено успешной деятельности предприятия
Вопросы прогнозирования емкости рынков химической продукции
Л.И.Кошкин, И.В.Померанцева
(Россия, Москва, РХТУ им. Д.И.Менделеева)
В основу выработки стратегии развития предприятия должен быть положен анализ конъюнктуры рынка предполагаемой к выпуску продукции, в результате которого могут быть выявлены факторы, определяющие динамику рыночных показателей, и построена модель прогнозирования их изменений. Одной из важнейших количественных характеристик конъюнктуры рынка является возможный объем реализации товара при определенных условиях, что отражает емкость рынка. Емкость рынка может быть ограничена спросом или предложением и определяется в разрезе рынков локальных товаров. При прогнозировании емкости рынка химической продукции данный показатель оценивается по спросу и включает анализ следующей группы факторов: качественные и количественные границы сегментов целевых потребителей, уровни потребления и емкости сегментов, насыщенность рынка товарами, физический и моральный износ товара, находящегося у потребителя, альтернативные формы удовлетворения потребностей, эластичность спроса по ценам и доходам, а также их изменениями.
Методы анализа вышеперечисленных факторов зависят от характера конечного использования товара. Продукция химических предприятий представлена на рынках товаров производственного и потребительского назначения. Особенность спроса на продукцию производственного назначения состоит в том, что он обусловлен нуждами производственного процесса предприятий-потребителей, их стремлением к экономии всех видов ресурсов, стратегической ориентацией, а также системой коммуникативных связей, личными предпочтениями руководителей, их готовностью к риску. На величину спроса в химических товарах оказывают неравноценное и разнонаправленное воздействие особенности их потребления, такие как обширная номенклатура и взаимозаменяемость отдельных видов химических продуктов, постоянное расширение и обновление ассортимента, разнообразные формы и направления использования. Емкость рынка таких товаров в решающей степени зависит от темпов роста и технического уровня предприятий-потребителей, степени их подготовленности к эффективному внедрению новых видов химического сырья и материалов.
Если для рынков товаров производственного назначения основные характеристики (число предприятий-потребителей, нормативы использования ресурсов и др.) имеют относительно стабильный характер, то для рынков товаров потребительского назначения определение базовых параметров чаще всего требует дополнительных маркетинговых исследований. Процедура анализа полученной информации может быть стандартизирована и представлена следующими укрупненными блоками.
Роль маркетинговых исследований в условиях переходного периода
Е.М.Осатюк
(Россия, Москва, ОАО "НИИТЭХИМ")
Проводимые в стране экономические преобразования, базирующиеся на доминирующей роли механизмов и регуляторов рыночного характера, требуют переориентации производственного потенциала предприятий на жесткие требования рынка к выпускаемой продукции по многим параметрам и, прежде всего, по техническим, ценовым, экологическим, ассортиментным, качеству упаковки, срокам ее поставки потребителю.
Одной из определяющих тенденций на внутрироссийском рынке химической продукции является сжатие его платежеспособной емкости, которое составило за последние 7 лет по основной номенклатуре продукции 45-75 %.
Основными факторами, определяющими параметры функционирования рынка химической продукции, являются:
Для преодоления названных негативных тенденций на внутреннем рынке химической продукции необходимо реализовать комплекс взаимоувязанных мер, среди которых особую значимость приобретают вопросы маркетинга, поскольку именно фактор рынка во все большей степени определяет модель поведения наших предприятий при формировании основных направлений их деятельности.
Успех решения задачи удержания ниш на российском рынке химикатов во многом будет определяться уровнем организации маркетинговой работы на предприятиях и, прежде всего, в вопросах кадрового, технического, финансового, методологического, информационного обеспечения.
Ограниченность и, зачастую, неэффективность применения принципов и инструментов маркетинга на российских, в том числе и на химических, предприятиях объясняется рядом причин, в частности:
Особую значимость в комплексе мер по организации маркетинга на предприятиях приобретает необходимость создания многоуровневой информационно-аналитической инфраструктуры обеспечения предприятий отрасли необходимой технико-экономической информацией.
Все более актуальной становится задача создания в отрасли информационно-аналитической инфраструктуры с функциями обеспечения предприятий необходимой технико-экономической информацией.
На протяжении ряда лет ОАО "НИИТЭХИМ" проводит комплекс работ по созданию указанной системы и ее практическую апробацию.
Основу системы составляет обширная база данных технико-экономической информации по следующим вопросам:
Стратегические направления развития информационно-аналитической системы:
Маркетинг - определяющее звено успешной деятельности ОАО "Нижнекамскнефтехим"
Д.С.САЛЯМОВ
(Россия, Нижнекамск, ОАО "Нижнекамскнефтехим")
Методы маркетинга в ОАО "Нижнекамскнефтехим" начали использовать в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности после того, как в 1986 году производственное объединение "Нижнекамскнефтехим" в числе 7 ведущих предприятий Миннефтехимпрома СССР получило право самостоятельного выхода на внешний рынок.
В том, что объем экспорта продукции в ПО "Нижнекамск-нефтехим" в начале 90-х г.г. вышел на рубеж 200 млн. долларов США в год, экспортные цены ведущих западных производителей аналогичной продукции и прибыль предприятия от внешнеэкономической деятельности из года в год росли, была определенная заслуга и отдела маркетинга.
В апреле 1997 г. в ОАО "Нижнекамскнефтехим" на базе отдела маркетинга было организовано Управление маркетинга как функциональное структурное подразделение с численностью 20 человек и организационно состоящее из двух отделов: отдела по исследованию внешних и внутренних рынков сбыта и отдела рекламы, выставок и исследования внешних и внутренних рынков снабжения.
Необходимость выделения Управления маркетинга из состава внешнеторговой фирмы и прямое, непосредственное, подчинение Генеральному директору было вызвано потребностью усиления контролирующих функций, особенно в части ценовой политики предприятия.
Согласно "Положению об Управлении маркетинга" в ОАО "Нижнекамскнефтехим" на это подразделение возлагается выполнение следующих функций.
Для наращивания объемов продаж и выхода на новые рынки, совершенствования качества и ассортимента выпускаемой продукции, ОАО "Нижнекамскнефтехим" регулярно участвует в международных и региональных нефтехимических ярмарках и выставках, а также в конференциях, посвященных развитию нефтехимии в России и за рубежом. В частности, "Нижнекамскнефтехим" с 1998 года является членом Международного Института Производителей Синтетического Каучука и уполномоченные представители Обществ постоянно участвуют в организуемых Институтом конференциях, а также получают все публикации, издаваемые МИПСК, которые затем используют в процессе маркетинговой деятельности ОАО "Нижнекамскнефтехим".
В настоящее время Управление маркетинга, помимо текущей деятельности, активно занимается целенаправленным освоением рынков Индии, Таиланда, Ирана, внедрением на внешний рынок выпускаемых в ОАО "Нижнекамскнефтехим" этиленпропиленового каучука, линейных альфа-олефинов, BV, P.O. Box 53, 6160, а также вопросом внешнего кредитования организации в составе Общества производства галобутилкаучуков. А на перспективу уже вырисовываются новые задачи. Накопленный опыт в маркетинговой деятельности вселяет уверенность, что эти и последующие задачи будут успешно решены.