Тел.: +7 (383) 330-67-71, факс: +7 (383) 330-80-56, E-mail: bic@catalysis.ru

630090, Россия, Новосибирск, пр-т Ак. Лаврентьева, 5


Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН

Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН, г. Москва

  1. Предложен новый способ одностадийного получения кумола, основанный на жидкофазном гидроалкилировании бензола ацетоном (многотоннажный побочный продукт традиционного способа получения фенола через алкилирование бензола пропиленом) в проточном реакторе с послойным расположением гидрирующего и алкилирующего компонентов катализатора. Разработан эффективный катализатор этого процесса на основе оксида меди и деалюминированного морденита, обеспечивающий конверсию ацетона 96%, селективность по продуктам изопропилирования 96% и выход кумола 81%.

    академик С.Н. Хаджиев, д.х.н. И.И. Иванова (МГУ им. М.В. Ломоносова)

     

  2. На основе цеолита NaY cинтезированы гетерогенные наноразмерные катализаторы различного катионного состава для процесcа алкилирования изобутана этиленом. Установлено, что наиболее эффективным катализатором является PdHCaPЗЭY в смешанной палладий-кальций-редкоземельно-декатионированной форме, в присутствии которого при 90%-ной конверсии этилена содержание изооктановой фракции в алкилате достигает 85%, что соответствует октановому числу по исследовательскому методу 96 п. В ходе исследований впервые обнаружен эффект промотирующего влияния метана на селективность реакции алкилирования — выход изооктановой фракции достигает 91,5 масс. %.

    академик С.Н. Хаджиев, ст.н.с. И.М. Герзелиев

     

  3. Исследованы закономерности формирования индивидуальных и смешанных наноразмерных дисперсных каталитических систем для гидроконверсии тяжелых нефтяных остатков из молибден-, железо-, кремний- и алюмосодержащих прекурсоров в модельных углеводородных средах, а именно — в среде пентадекана и легкого газойля.

    академик С.Н. Хаджиев, к.т.н. Х.М. Кадиев

     

  4. Разработаны подходы к управляемому синтезу в жидких углеводородах частиц компонентов традиционных катализаторов, содержащих молибден, железо, оксиды кремния и алюминия, размеры которых лежат в нано- и субмикронном диапазоне. Разработанные наноразмерные каталитические системы позволяют более чем вдвое снизить давление процесса (70 атм по сравнению со 150 атм для традиционных катализаторов), повысить конверсию сырья и снизить коксообразование.

    академик С.Н. Хаджиев, к.т.н. Х.М. Кадиев

     

  5. Исследованы закономерности превращения диметилового эфира в олефины на промышленном цеолитном катализаторе, модифицированном магнием — Mg/HZSM/Al2O3. Изучено влияние метода введения модифицирующего элемента в состав катализатора на его каталитические свойства. Установлено, что модифицирование цеолитсодержащего катализатора путем пропитки его готовых экструдатов, когда магний модифицирует не только цеолитный компонент, но и связующее вещество — оксид алюминия, существенно повышает селективность по С24 олефинам (80,8 мас.%), причем 80 мас.% из них приходится на этилен и пропилен. Определены оптимальные условия проведения реакции и найдены условия, позволяющие регулировать соотношение этилена, пропилена и бутенов в продуктах реакции. Показано, что катализаторы сохраняют высокую активность и селективность после многократной окислительной регенерации.

    академик С.Н. Хаджиев, д.х.н. Н. В. Колесниченко

     

  6. Показана возможность селективного синтеза спиртов С2–С4 из СО и Н2 в присутствии Fe-катализаторов, содержащих углерод (Fe/сибунит, Fe/углеродное волокно, Fe-композиционные материалы), при 30  атм и 280-300°C. Гранулированные композиционные материалы (ГКМ) позволяют при практически полной конверсии СО получать жирные спирты с выходом 86 г/м3. Доля спиртов С24 при этом достигает 81-82%, что на 20% выше аналогичного показателя лучших промышленных образцов. Установлено, что полученные для ГКМ значения конверсии СО, выхода спиртов близки к показателям промышленных процессов (таких как синол-процесс, оксил-процесс, синтез по Башкирову), однако реализуются в более мягких условиях и за один проход, а не при использовании рецикла.

    академик С.Н. Хаджиев, д.х.н. А.Ю. Крылова

     

  7. Разработана принципиальная схема оригинальной малоотходной технологии получения серии катализаторов для важнейших процессов нефтехимии на основе вермикулитовой руды. Носитель катализатора получают путем осаждения неэмпирических примесей из растворов травления вермикулита. Носитель представляет собой смешанный оксид алюминия, железа и магния со структурой шпинели. Катализатор получают путем нанесения оксида никеля и модификатора La2O3, обеспечивающего устойчивость катализатора к коксообразованию. Катализатор испытан в паровой конверсии метана в сравнении с лучшим образцом, полученным по технологии НИАП-КАТАЛИЗАТОР. Установлено, что катализатор, полученный по методу ИНХС РАН, не уступает по активности лучшему промышленному образцу. Есть все основания полагать, что катализатор, полученный по технологии ИНХС РАН, наряду с высокой активностью, будет обладать устойчивостью к небольшому количеству сероводорода, содержащегося в природном газе. Доступная сырьевая база, высокая каталитическая активность и стабильность разработанного катализатора позволят существенно удешевить технологии получения катализаторов и процесса парового риформинга природного газа в целом.

    академик С.Н. Хаджиев, д.х.н. М.В. Цодиков

     



Copyright © catalysis.ru 2005-2019