Тел.: +7 (383) 330-67-71, факс: +7 (383) 330-80-56, E-mail: bic@catalysis.ru
630090, Россия, Новосибирск, пр-т Ак. Лаврентьева, 5
Вначале было слово…
В стремлении ускорить практическое использование результатов работ институтов Сибирского отделения Академии наук СССР в народном хозяйстве Председатель Президиума СО АН СССР, Вице-президент Академии наук СССР, академик М.А. Лаврентьев предложил создать в районе Новосибирского научного центра ряд отраслевых конструкторских и технологических организаций – “Пояс внедрения”. Предполагалось, что эти организации будут на основе разработок академических институтов выполнять конструкторские и технологические работы и выпускать опытные партии продукции по профилю отраслевых министерств и что они будут “двойного подчинения”, т.е. финансирование их создания и работы будет производиться отраслевыми министерствами, а научное руководство работой – соответствующими институтами СО АН СССР. Это предложение было поддержано и 14 декабря 1966 г. за № 2852р вышло Распоряжение Совета Министров СССР о создании в районе Новосибирского научного центра ряда конструкторских и технологических бюро. К сожалению, при подготовке Распоряжения Совета Министров не был определен механизм “двойного подчинения”, что в дальнейшем вызвало ряд проблем.
Идея создания в Новосибирске в “поясе внедрения” Специального конструкторско-технологического бюро катализаторов принадлежало директору Института катализа СО АН СССР академику Г.К. Борескову. Министерство химической промышленности СССР поддержало эту идею и приняло решение “Разработать задание на проектирование и представить предложения об организационно-технических мероприятиях по созданию в районе г. Новосибирска Специального конструкторско-технологического бюро с опытным производством“ (Приказ МХП от 31 декабря 1966 г., № 1171). Так слово начало превращаться в дело.
В 1967 г. и начале 1968 года была решена триединая задача – разработка задания на проектирование СКТБ катализаторов, выбор строительной площадки и определение подрядчика. Естественно, что решать эту задачу должен был Институт катализа.
С выбором места строительства уже на начальном этапе возникли осложнения. СКТБ катализаторов не было включено в первоначальный список создаваемых организаций, а свободные места вблизи институтов СО АН были распределены. Кроме того, СКТБ катализаторов, с опытным химическим производством, считалось нежелательным соседом. Эта задача была решена исключительно благодаря усилиям зам. директора Института катализа члена-корреспондента АН СССР Р.А. Буянова. В результате появились два варианта строительства: “в чистом поле” за Опытным заводом СО АН СССР или на заболоченном участке мелколесья в Правых Чёмах. В первом варианте – отличный грунт, возможность создания химического производства необходимой мощности и его последующего расширения, но площадка не обеспечена теплом, водой, канализацией. Из-за отдаленности от Академгородка сразу потребуется создание там жилой зоны. Ко всему прочему – значительные трудности с привлечением на эту стройплощадку какой-либо строительной организации, а в последующем и научного персонала. Во втором случае – “прелести” строительства на заболоченном участке, ограничение мощности химического производства, невозможность последующего расширения химического производства на данной площадке. Плюсы: близко от Института катализа, обеспечение теплом, водой, канализацией от создаваемых в Правых Чёмах сетей в связи с начатым там СО АН жилищным строительством, ясность со строительной организацией. После всестороннего осуждения был выбран второй вариант. Жизнь подтвердила правильность выбора.
Разработка Задания на проектирование была поручена Отделу промышленных катализаторов (к.т.н. А.А. Самахов, Н.М. Зайдман). Активное участие в этой работе принимали д.х.н. В.А. Дзисько и Р.А. Буянов. Здесь также возник ряд принципиальных вопросов. С одной стороны, хотелось создать возможность выпуска любых типов катализаторов. С другой стороны, необходимо было учитывать ограничения по вредным стокам и выбросам. В результате, пришлось отказаться от выпуска катализаторов и носителей по технологии осаждения. Это существенно уменьшило потенциальные возможности опытного производства (но стимулировало в дальнейшем разработку альтернативной технологии производства носителей и катализаторов на основе оксидов алюминия без использования осаждения). Предполагалось, что производственная часть СКТБ будет состоять из нескольких гибких технологических линий, обеспечивающих легкий переход от одного вида продукции к другому. Осуществить такой подход удалось только частично, так как по существующим нормативам в исходных данных на проектирование должны быть указаны конкретные технологии и виды продукции.
В первом квартале 1968 года Задание на проектирование было согласовано с проектной организацией – Новосибирским филиалом института “ГИПРОПЛАСТ” и получено принципиальное согласие строительной организации – “СИБАКАДЕМСТРОЙ” на выполнение подряда. Со второго полугодия 1968 г. началось проектирование СКТБ катализаторов.
Для подбора и подготовки специалистов для СКТБ катализаторов Министерством химической промышленности (Приказ МХП от 08.05.70. № 289) был создан в составе Института химических реактивов (ИРЕА) Хозрасчетный научно-исследовательский и конструкторско-технологический отдел по катализаторам, которому Институт катализа СО АН временно предоставил рабочие помещения. Начальником Отдела был назначен к.т.н. М.В. Козлов, приглашенный из Грозненского института нефтехимавтоматики.
В 1971 г. началась подготовка строительной площадки – вырубка леса, снятие слоя торфа, устройство дренажа для отвода грунтовых вод, подсыпка грунта. В 1972 году забиты сваи под корпус приготовления катализаторов, часть которого была сдана в эксплуатацию в 1973 году.
После полного ввода корпуса приготовления катализаторов в 1975 г. Отдел по катализаторам ИРЕА был ликвидирован и на его базе создано Специальное конструкторско-технологическое бюро катализаторов как самостоятельная организация с сохранением функции заказчика (Приказ МХП от 29 мая 1975 г. № 352). Директором был назначен М.В. Козлов, но вскоре его заменил к.т.н. В.А. Суриков, работавший начальником цеха ванадиевых катализаторов на Щелковском химическом заводе (Московская область).
Строительство продолжалось. В 1977 г. сдан в эксплуатацию корпус испытания катализаторов (КИК) и складской корпус. Начато строительство лабораторно-административного корпуса, который был введен в эксплуатацию в 1980 г.
Продолжалось и комплектование СКТБ кадрами. Приглашались специалисты из разных городов страны, молодые специалисты проходили стажировку в Институте катализа. На первых порах приглашаемые специалисты обеспечивались жилплощадью за счет лимитов Института катализа. С 1978 г. Минхимпром ежегодно выделял средства на жилищное строительство, детские садики и другие объекты соцкультбыта. Главной трудностью здесь было освоение этих средств из-за перегруженности строительной организации.
В СКТБ началось проведение технологических и конструкторских работ по реализации разработок Института катализа. Одновременно создавались опытные установки. Уже в период 1975-1979 гг. коллектив СКТБ разработал и передал в промышленность ряд важных катализаторов и технологий. СКТБ катализаторов становилось на ноги и стало включаться в Координационные планы Госкомитета по науке и технике по проблеме “Катализ и его промышленное использование”.
Между тем, все больше начали проявляться негативные стороны “двойного подчинения”. Ряд работ, проводившихся в СКТБ под руководством Института катализа, имел общее значение и не соответствовал ведомственным первоочередным интересам Министерства химической промышленности. Некоторые разработки передавались в СКТБ в сыром виде, что приводило к затягиванию работ и непроизводительным расходам. Отдельные научные руководители от Института катализа позволяли себе непосредственно вмешиваться в ход выполнения работ в СКТБ, минуя руководство организации и начальников соответствующих подразделений. Все это не могло не вызвать ответных реакций, как со стороны руководства СКТБ, так и со стороны Минхимпрома. Рвение некоторых чиновников привело в 1978 году к серьезному кризису во взаимоотношениях между Институтом катализа и СКТБ катализаторов. Встал вопрос о прекращении “двойного подчинения” и превращении СКТБ в нормальную отраслевую организацию, или передаче СКТБ в Сибирское отделение АН СССР.
Министром химической промышленности Л.А. Костандовым экстремистские предложения не были поддержаны. В конце 1978 г. директором СКТБ был назначен А.А. Самахов, главным инженером В.С. Морозов. В СКТБ была введена должность заместителя директора по научно-исследовательской работе и на эту должность назначен В.И. Башин. В Институте катализа координацию совместных с СКТБ работ было поручено осуществлять заместителю директора Р.А. Буянову. Общими усилиями отношения между Институтом катализа, Минхимпромом и СКТБ удалось нормализовать. Были выработаны критерии, которым должны удовлетворять передаваемые в СКТБ разработки, уточнены права и обязанности научных руководителей работ. Необходимо отметить, что значительный вклад в создание нормальных взаимоотношений внесли партийные организации Института катализа и СКТБ. Нельзя сказать, что взаимоотношения стали совсем безоблачными. Оставались неурегулированными отдельные вопросы, например, по интеллектуальной собственности и некоторые другие, но, тем не менее, совместная работа наладилась.
В 1979 г. в тематике СКТБ доля совместных с Институтом катализа работ увеличилась и достигла 71 % по объему. При этом значительное место заняли совместные с Институтом катализа работы по замене импортных катализаторов для закупленных Минхимпромом производств.
Большое влияние на дальнейшее развитие СКТБ оказало проведение в 1979 г. совместной коллегии Министерства химической промышленности и Президиума СО АН СССР с участием министра химической промышленности Л.А. Костандова.
Были полностью согласованы основные направления деятельности СКТБ:
Были выделены значительные дополнительные средства на приобретение за рубежом нового оборудования и приборов, на жилищное строительство и соцкультбыт. С Президиумом СО АН СССР была достигнута договоренность о долевом участии в строительстве жилья и детских учреждений, а также о профилактическом медицинском обслуживании работников СКТБ поликлиникой СО АН.
В 1983 г. завершено создание вычислительного центра на базе ЭВМ ЕС-1035, которая в то время считалась одной из лучших. Это позволило интенсифицировать работы в отделе каталитических реакторов и создать автоматизированную систему научно-технической информации по катализу с банком данных «катализ». Начали регулярно выпускаться информационные сборники «Зарубежные катализаторы». Была разработана и внедрена комплексная система управления качеством продукции.
Все это дало хороший импульс в работе СКТБ. В период 1980-1990 гг. его коллектив продемонстрировал высокую эффективность своих работ и умение доводить их до промышленного освоения. Большая часть этих разработок проводилась совместными усилиями СКТБ и ИК СО АН СССР, о чем свидетельствуют и первые буквы идентификации катализаторов (ИКТ), обозначающие ИК и КТ. Здесь мы упомянем лишь некоторые:
Этот перечень можно было бы продолжить, однако в его завершение выделим лишь несколько наиболее масштабных разработок, выполненных ИК СО АН СССР и СКТБ.
В 1984 году на должность директора СКТБ был назначен Башин В.И.
В конце 80-х начале 90-х годов в связи с "перестройкой” финансирование деятельности научных организаций резко сократилось. Полностью прекратилось и централизованное финансирование СКТБ катализаторов. Численность организации сократилась более чем на половину, практически прекратились научно-исследовательские работы, началась борьба за выживание организации. Выжить в этих условиях помогло опытное производство, переориентированное на выпуск промышленных партий катализаторов для заказчиков, в том числе зарубежных.
В 1994 г. произошла приватизация СКТБ катализаторов в форме открытого акционерного общества – ОАО "Катализатор”. На этом закончился этап "двойного подчинения”.
В последующие годы, используя накопленный научно-технический потенциал, организация не только выжила, но и расширила производство. Однако при этом была принесена в жертву перестройке изначальная ориентация СКТБ на совместную с ИК СО РАН и с другими НИИ интенсивную разработку новых катализаторов и технологий и передачу их на специализированные промышленные катализаторные заводы. Вместо такого научно-производственного конвейера (НИИ – СКТБ – промышленность), который смог бы обеспечить страну всеми катализаторами и ее независимость от западных фирм наша организация вынуждена была организовывать свое среднетоннажное производство отдельных катализаторов, которое в перспективе все равно не сможет конкурировать с крупными современными специализированными промышленными заводами. На первый взгляд это и есть рыночная экономика, и у нынешнего ОАО «Катализатор» иного пути нет.
Однако, это уже другая история.