На главную

 
Научные подразделения Центра
Научная библиотека
Научные советы
Издательская деятельность
История ИК СО РАН
Версия для печати | Главная > Центр > Научные советы > Научный совет по катализу > ... > 1997 год > № 2

№ 2

Содержание

Памяти академика М.Е.Вольпина

Ушел из жизни В.А.Коптюг

В научном совете по катализу

Кадры

За рубежом




Памяти академика М.Е.Вольпина

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


Ушел из жизни В.А.Коптюг

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


В научном совете по катализу

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


Кадры

Переход к элементу

Свернуть/Развернуть


За рубежом

Переход к разделу

ФЕНОЛЬНЫЙ БИЗНЕС С ОДНОСТАДИЙНЫМ ПРОЦЕССОМ

Химический блок компании "Монсанто" (США) планирует начать фенольный бизнес с новой технологией, которая позволит получать фенол непосредственно из бензола. Кроме того, компания хочет использовать фенол в необычном приложении - производстве адипиновой кислоты.

Компания "Монсанто" в сотрудничестве с новосибирским Институтом катализа им. Борескова СО РАН разработала новый одностадийный процесс получения фенола из бензола и успешно провела испытания этого процесса на пилотной установке в г.Пенсакола (Флорида). Эта технология использует в качестве оксиданта закись азота - побочный продукт производства адипиновой кислоты.

Компания построит в Пенсаколе завод по производству фенола, который вступит в действие ориентировочно в 1999 или 2000 г. Производительность установки пока не определена. Но она будет достаточно мощной, чтобы удовлетворить потребности компании "Монсанто" в дополнительном источнике адипиновой кислоты, и спрос на фенол на коммерческом рынке.

"Монсанто" производит адипиновую кислоту в Пенсаколе как сырье для изготовления найлона 6/6. Сейчас в качестве сырья для производства адипиновой кислоты компания закупает циклогексан, но, по мнению специалистов этой фирмы, можно использовать для этих целей и фенол. "Монсанто" еще до 1970-х годов запустила процесс с участием фенола в Люлинге (Луизиана).

Новая технология лишь дополнит уже существующую, поскольку основным компонентом в производстве адипиновой кислоты остается закись азота. Закись азота - это загрязняющий атмосферу газ, уничтожение которого обходится "Монсанто" достаточно дорого. Благодаря катализаторам, разработанным Институтом катализа, компания сможет снизить или устранить расходы на уничтожение этих отходов, а также получать бесплатное сырье.

Используемый в настоящее время традиционный процесс для получения фенола включает реакцию бензола и пропилена, дающую кумол. Уже из кумола образуется фенол (93%) и сопродукт - ацетон. Новая же технология не производит ацетона, не создает значительных отходов (отходящие газы - азот и углекислота), обеспечивая 99%-ный выход фенола.

Как отмечают специалисты фирмы "Монсанто", другое достоинство процесса - применение взрывобезопасных газовых смесей в отличие от применяемых ранее в процессах окисления углеводородов.

Интерес "Монсанто" к новой технологии связан с его найлоновым бизнесом - самой большой частью химического блока, который должен войти в новую компанию. "Монсанто" - один из двух главных американских производителей найлона 6/6 (наряду с фирмой "Дюпон").

В настояшее время "Дюпон" занимается коммерциализацией нового пути для получения другого сырья для найлона 6/6 - гексаметилендиамина - и совместно с BASF строит в Азии предприятие для производства гексаметилендиамина и капролактама - сырья для найлона 6 - по этому новому пути.

По материалам "Chemical Market Reporter", 1996,

vol. 250, No 27 (December30), p.1.

АВТОМОБИЛЬНОЕ ТОПЛИВО 2000 ГОДА

Комментарий ведущего специалиста по процессам каталитической переработки

Значительные успехи в совершенствовании очистки выхлопных газов новых автомобилей, использующих бензин, с помощью трехмаршрутных катализаторов и электронных систем зажигания привели к необходимости улучшения самих моторных топлив в соответствии с изменениями, предложенными в Калифорнии как для бензина, так и для дизельного топлива.

Детали все еще остаются предметом обсуждения в Брюсселе между различными группами Европейского сообщества: Парламентом, Комиссией, организациями, занимающимися очисткой нефти, автомобильными компаниями, национальными правительствами и др.

Вот несколько примеров того, как могут выглядеть новые виды топлива в будущем.

Перспективы европейских автомобильных бензинов


Параметры
Базовое топливо Предложение комиссии ЕС
Немецкое предложение (BMU)
Бензин в соответствии с калифорнийскими RFGII
Предложения АСЕА (Ассоциация Европейских Автомобильных компаний)
Бензол, об.% 2,4 2,0 1,0 1,0 1,0
Ароматические соединения, об.% 40 45 30 25 35
Сера, mg 240 200 100 40 30
t90оС 160 186 150 150 150
RVP кПа 67 60 60 60 60

* (соответствует Е150 = 75 об.%)

Перспективы европейских дизельных топлив


Параметры

Базовое топливо
Предложение комиссии ЕС Немецкое предложение (BMU) Дизельное топливо в соответcтвии со шведским EC 1 Предложения АСЕА (Ассоциация Европейских Автомобильных компаний)
Сера, ppm 450 350 50 10 30
Ароматические соединения, об.% 20 - 10 5 -
Полиароматика, об.% 9 9 1 0,1 1
Цетановое
число
51 51 54 54 58
Плотность, г/л 843 845 825 810 820-870
t95оС 355 350 310 285 340

(Таблицы приведены на основе данных доклада Агентства по окружающей среде "Умвелт Бундес Амт", Германия, на встрече в Европарламенте в Брюсселе 20 ноября 1996 г.).

При получении новых автомобильных бензинов будут затронуты следующие области их каталитической переработки.

Десульфуризация как дизельного топлива, так и бензина. Ее придется проводить гораздо глубже, чем было законодательно установлено в Западной Европе еще совсем недавно. Дизельное топливо до 50 mg серы может потребовать "двойной гидроочистки" при неизменной области кипения, по крайней мере для газойлей ближневосточного происхождения. Нафту FCC (каталитического крекинга), полученную из ближневосточного сырья, придется либо подвергать десульфуризации, либо загружать саму FCC. Последнее невозможно из-за небольших старых очистных сооружений. Гидроочистка нафты FCC в этом случае представляется менее дорогой. Новые поколения катализаторов могут проявлять большую селективность в сохранении олефинов.

Конечная точка выкипания дизельного топлива будет снижена с 370-390 оС до 320-340 оС (на что существуют предпосылки), установки крекинга, как FСC, так и гидрокрекинга, смогут получить остающийся газойль. Это будет преимуществом для FСC, из которых можно будет получать больше олефинов. Для этого потребуется модификация соответствующих катализаторов. Выиграет и нефтехимия!

Олигомеризация бутиленов в олефины С8 - С16 и их последующая гидрогенизация в парафины может оказаться удобной для получения дополнительного дизельного топлива (75%) и некоторого количества бензина. В таком дизельном топливе не будет ароматических соединений и серы, а цетановое число будет близко 52-55.

Более низкие октановые требования к каталитическим реформерам позволят перейти в этих устройствах на хороший октан с минимумом ароматики, в частности, бензола. Основное внимание здесь сфокусируется на процессах изомеризации.

Несмотря на то, что в Северном море продолжают наращивать производства более легких видов сырой нефти и бункерного топлива для морского использования, крекинг нефтяных остатков скоро окажется под влиянием более высоких цен на них.

Для получения хороших цетановых чисел и максимальных высот некоптящего пламени перспективны процессы разрыва нафтенового кольца в гидропереработке дизельных и реактивных топлив без жесткого гидрокрекинга!

Г.Дж.Ловинк (Нидерланды)



Copyright © catalysis.ru 2005-2023
Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных