4.4. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работ
  
  4.4.1. Примеры контрольных вопросов
 
   
    - Чем обусловлена избыточная поверхностная энергия наночастиц?
 
   
    - Способы снижения избыточной поверхностной энергии. 
 
   
    - Каковы основные различия между физадсорбцией и хемосорбцией?
 
   
    - В чем динамический характер адсорбции? 
 
   
    - Как вид изотермы адсорбции связан с процессами в микропорах, на поверхности и в объеме мезопор?
 
   
    - Как химический потенциал наночастицы связан с ее размерами (и дополнительно – кривизной поверхности)?
 
   
    - Основные механизмы взаимодействия наночастиц. 
 
   
    - В чем основные различия между аквазолем, аквагелем и ксерогелем? 
 
   
    - Какие основные процессы могут происходить при старении золя?
 
   
    - Какие основные процессы могут происходить при старении геля? 
 
   
    - Объяснить особенности старения осадков кристаллизующихся систем. 
 
   
    - Объяснить особенности механизмов молекулярного узнавания.
 
   
    - Дать пример биоминерального синтеза в живой природе. 
 
   
    - Объяснить особенности формирования мицелл ПАВ. 
 
   
    - Чем мезофаза отличается от кристаллической и аморфной? 
 
   
    - Описать принципиальные механизмы взаимодействия ионизированных неорганических компонентов с поверхностью мицелл ПАВ. 
 
  
 
  4.4.2. Примеры заданий для самостоятельной работы 
 
   
    - По заданным точкам изотермы адсорбции азота при 77К на катализаторе рассчитать удельную поверхность. 
 
   
    - Рассчитать изменения объема пор при псевдоморфном фазовом превращении Mg(OH)2® MgO 
 
   
    - Оценить текстурные характеристики катализатора с монодисперсной структурой, образованной глобулами заданного размера D при известном значении суммарной пористости (определить средний размер пор и величину удельной поверхности).
 
   
    - Оценить изменения текстурных параметров при восстановлении NiO в силикагеле при известном размере исходных частиц.
 
  
  
4.5. Примерная тематика рефератов и тем для выступления на семинарах
 
 
  - Опишите формирование супрамолекулярной структуры вашего катализатора на основе представлений, полученных из данного курса; 
 
 
  - Влияние пористой структуры катализатора на его активность в диффузионной области, какие текстурные параметры желательно оптимизировать и как это можно сделать? 
 
 
  - На каких стадиях формирования структуры вашего катализатора можно ожидать проявление механизмов молекулярного узнавания и самоорганизации? 
 
 
  - Если Ваша дипломная работа посвящена использованию конкретного физического метода исследования, то какие текстурные параметры может определять этот метод? 
 
 
 
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
  
  5.1. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
 
   
    - Способы выражения дисперсности наночастиц. 
 
   
    - Силы межмолекулярного взаимодействия при физадсорбции. 
 
   
    - Каковы основные различия между физадсорбцией и хемосорбцией?
 
   
    - В чем динамический характер адсорбции? 
 
   
    - Вывести уравнение Ленгмюра.
 
   
    - Уравнение БЭТ, идея вывода, достоинства и недостатки метода БЭТ.
 
   
    - Причины гистерезиса при капиллярной конденсации.
 
   
    - Особенности гомогенного и гетерогенного зародышеобразования. 
 
   
    - Механизмы массопереноса между наночастицами. 
 
   
    - Механизмы формирования сибунитов.
 
   
    - Механизмы образования волокнистого углерода (КВУ) при разложении углеводородов и СО на металлических катализаторах. 
 
   
    - Общая схема формирования наноструктуры силикагелей, получаемых из золей наночастиц.
 
   
    - Изменения наноструктуры в топохимических реакциях. 
 
   
    - Объяснить принципы биомиметического синтеза.
 
   
    - Особенности механизмов молекулярного узнавания.
 
   
    - Объяснить особенности формирования неорганических систем на мицеллярной поверхности 
 
   
 
  5.2. Основная литература
 
   
    - Фенелонов В.Б., Введение в физическую химию формирования супрамолекулярной структуры адсорбентов и катализаторов. - изд. СО РАН, Новосибирск, 2002 и 2004 (расширенное издание), 
 
   
    - Карнаухов А.П., Адсорбция. Текстура дисперсных и пористых материалов. - Наука, Новосибирск, 1999;
 
   
    - Дзисько В.А., Основы методов приготовления катализаторов. - Новосибирск, Наука, 1983 г)
 
   
    - Боресков Г.К., Гетерогенный катализ. - Новосибирск, Наука, 1986. 
 
   
    - Грег Г., Синг К., Адсорбция, удельная поверхность, пористость. - М., Мир, 1984.
 
   
    - Адамсон А., Физическая химия поверхностей. - М., Мир, 1979.
 
   
    - Щукин Е.Д., Перцов А.В., Амелина Е.А., Коллоидная химия. - М. Высшая школа, 1992. 
 
   
    - Handbook of Heterogeneous Catalysis, V. 1, Weinheim, Willey&Sons, 1997. 
 
  
 
  5.3. Дополнительная литература 
 
   
    - Лен Ж.-М. Супрамолекулярная химия. - Новосибирск, Наука, 1998 г;
 
   
    - Jolivet J.-P. Metal Oxide Chemistry and Synthesis. - Chichester, Willey&Sons, 2000.
 
   
    - Allen T., Particle Size Measurement. - London, Chapt Hill, 1981. 
 
   
    - Somorjai G.A., Introduction to Surface Chemistry and Catalysis. - N.Y. Willey&Sons, 1994. 
 
   
    - Allen M.P., Tildesley D.J., Computer Simulation of Liquids. - Oxford, Oxford Univ. Press, 1986. 
 
   
    - Роулинсон Дж., Уидом Б., Молекулярная теория капиллярности. - М., Мир, 1986. 
 
   
    - Джейкок М., Парфит Дж., Химия поверхности раздела фаз. - М., Мир, 1984.
 
   
    - Де Бур Я., Динамический характер адсорбции. - М., ИЛ, 1962. 
 
  
  
  6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
 
Курс реализуется в течение 1 семестра. Лекции читаются по 4 часа в неделю (по 2-часовой лекции в разные дни). При чтении лекций используются мультимедийные средства представления учебного материала. 
    
   Промежуточный контроль – участие в семинарах, доклад на семинаре, который является допуском к экзамену. Оценка на экзамене складывается из следующего: 
  - ответов на билет (3 вопроса), 
 
  - ответов на дополнительные 2-4 вопроса (в зависимости от ответа на основные вопросы), 
 
  - активности на семинарах, 
 
  - качества доклада на семинаре. 
 
Оценка “отлично” ставится при полных ответах на все основные и дополнительные вопросы, “хорошо” - если студент не смог точно ответить на основной вопрос, “удовлетворительно” - при неточных ответах на 2-3 вопроса и дополнительные вопросы.